Криминал Финский маньяк сознался в убийстве

Андрей ЛОСЬ
№14 (303) 03.04.2002

В прошлый четверг Национальное бюро расследований Финляндии сообщило сенсационную новость: финский гражданин Антеро Тюппе признался в убийстве своего русского пасынка, 12-летнего Павла Сорокалетова. Таким образом, трагическая история семьи Сорокалетовых, которая в свое время получила широкое освещение и в карельской, и в финской прессе, приблизилась к развязке.

Напомним ее основные факты: 21 апреля 2000 года изуродованный труп Тамары Сорокалетовой был найден в ее костомукшской квартире, и все подозрения пали на ее мужа, пятидесятилетнего финна Антеро Тюппе. Тогда же работники прокуратуры Костомукши обратились к правоохранительным органам Финляндии с официальным запросом об оказании помощи в расследовании. Выяснилось, что в прошлом Тюппе уже отбывал наказание именно за убийство, причем финское правосудие признало его не вполне вменяемым, из-за чего он получил только три четверти срока, положенного за столь тяжкое преступление.

Младший сын Тамары Сорокалетовой, 12-летний Павел, незадолго до убийства матери был вывезен отчимом в Финляндию, где последний раз его видели 6 апреля 2000 года.

Финская полиция, подключившись к расследованию дела об убийстве Тамары Сорокалетовой и исчезновении ее сына, несколько раз допрашивала Тюппе, но тот все отрицал, уверяя, что вернул мальчика матери. В апреле Тюппе, как явствовало из материалов дела, действительно дважды посещал Костомукшу, но пересекал границу один: первый раз для того, чтобы убить жену, второй — в неуклюжей попытке создать себе алиби.

Но прокуратура Костомукши неопровержимо доказала причастность Тюппе к убийству Тамары Сорокалетовой, после чего в начале 2001 года все документы по делу были переданы в Финляндию, как того требуют условия договора о сотрудничестве правоохранительных органов двух стран. Однако месяц проходил за месяцем, а генеральная прокуратура Финляндии не торопилась арестовывать Тюппе — возможно, из-за того, что дела об убийстве в этой стране не имеют срока давности. Однако за Тюппе велось наблюдение и полиция прилагала серьезные усилия в попытке обнаружить тело исчезнувшего Павла Сорокалетова.

Тем временем в историю костомукшской семьи была вписана еще одна трагическая страница. Осенью прошлого года при достаточно загадочных обстоятельствах ушел из жизни Александр Сорокалетов, старший сын Тамары. Хотя его смерть была квалифицирована как несчастный случай на рыбалке, люди, близко знавшие эту семью, не могли отделаться от подозрения о суициде. Тюппе мог ликовать, поскольку именно Александр должен был выступать главным свидетелем по делу об убийстве матери.

Еще в 2000 году Антеро Тюппе перебрался в Хельсинки, поскольку в его родном городке Тохолампи на северо-западе Финляндии ни у кого не было сомнений в том, что именно он убил и Тамару Сорокалетову, и ее сына Павла. Дом Тюппе много месяцев стоял пустой и был отключен от электричества. Но когда несколько недель назад дом сгорел, у финской полиции было достаточно оснований подозревать в поджоге именно Тюппе. И хотя формально полиция задержала его по поводу умышленного поджога собственного дома, допросы велись и по всем прежним делам. Во время одного из таких допросов неделю назад Тюппе признался, что убил Павла Сорокалетова в своем доме в Тохолампи, и произошло это 6 апреля 2000 года. Как рассказал маньяк, тело мальчика он вывез в лес и спрятал в снегу у обочины одной из проселочных дорог.

В эти дни финская полиция и детективы Национального бюро расследований ищут останки Павла, а суд уже принял решение об оставлении Тюппе под стражей как опасного преступника.

"Губернiя" будет информировать читателей об окончательном исходе этого беспрецедентного дела, о том, какое наказание Антеро Тюппе будет вынесено финским правосудием. Но если его вновь признают психически неполноценным, то можно ожидать, что предполагаемый вердикт суда будет достаточно умеренным. Выдача Тюппе российскому правосудию невозможна в принципе, поскольку такого рода действия не предполагаются финской конституцией.