"Снять меня пытались давно, — говорит бывший редактор "Новостей Костомукши" Владимир Шнюков. — У одного из учредителей газеты, АО "Карельский окатыш", установка, видимо, давно уже четкая и ясная — подмять все средства массовой информации под себя. Наша газета — не оппозиционная. Какая может быть оппозиция комбинату? Пусть процветает, ради бога. Но, естественно, если есть повод для критики, мы об этом говорим. Это не по нраву руководству предприятия".
Формально смена редактора в газете произошла по решению суда. Уволенная более года назад редактор Валентина Жегалина решила подать в суд на "НК". Поводом послужила ошибка — при оформлении увольнения Жегалиной в трудовой книжке неверно указали статью Трудового кодекса РФ. После трех судебных разбирательств Костомукшский городской суд вынес решение восстановить Жегалину на работе и выплатить ей компенсацию в размере почти 80 тысяч рублей. Странно, правда, что в суд бывший редактор подала только спустя 12 месяцев после увольнения. И вновь работать в "НК", судя по всему, не очень хочет — сразу же после восстановления взяла отпуск за свой счет. "Жегалина, скорее всего, в газете не останется, получит денежную компенсацию и уйдет в отставку. Она сама говорит, что не хочет работать, — сообщает нынешний и.о. редактора "НК" Лидия Ваганова. — Вопрос о руководстве газетой сейчас будет решаться между Шнюковым и мной".
Сам Шнюков считает, что кадровые перестановки в "НК" произошли не только в связи с иском Жегалиной. Немалую роль сыграли разногласия между редактором и руководством ГОКа. "Еще в прошлом году в газете вводили "цензуру", — рассказывает Шнюков. — Потом нас серьезно экономически душили — лишили права распространять подписку по безналичному расчету среди работников комбината. А это было нам огромным подспорьем: при наличии в городе двух бесплатных газет "Новостям Костомукши" довольно сложно обеспечить продажу тиража. Но мы и с этим справились.
А ближе к предвыборной кампании опять начались конфликты. Мне откровенно предлагают деньги — и большие деньги. "Шнюков, сколько тебе надо, чтобы ты изменил свою точку зрения, чтобы исключил из газеты критику? Сколько надо, столько и дадим". Я сказал: "Ребята, я ваши деньги получу — на первую же получку напьюсь и повешусь, потому что мне стыдно будет в глаза людям смотреть". Не удалось купить — начали снимать меня с должности. Одно время представители идеологического штаба администрации комбината тут ходили и с каждым сотрудником газеты по отдельности беседовали, уговаривали, обещали, видимо, что-то. Чтобы внести раскол в коллектив, который единогласно выразил мне поддержку. Валентина Николаевна со своим судом пришлась как нельзя кстати. Видимо, первейшая задача была — убрать меня на время предвыборной кампании. Этого уже удалось добиться".
У Лидии Вагановой другая точка зрения на происходящее. "Конфликт этот трудовой, и никакой политической подоплеки не имеет, — говорит Ваганова. — А то, что Володя не устраивает комбинат, это естественно, он такой человек, любит "правду-матку", в глаза все говорит. И народ это уважает. Но бывают у него и перегибы, а начальству это, естественно, не нравится. Я считаю, что даже в критике должна быть осторожность". "Скорее всего, я не стану снова редактором "НК", — резюмирует Владимир Шнюков. — Дело это все время затягивается. Я уже устал — неужели мне одному нужна нормальная городская газета, которая отражала бы все точки зрения?! Одному головой в стену биться бесполезно: голове-то больно, а стена как стояла, так и стоит. Конечно, я обращался за помощью к разным людям, предпринимателям, журналистам. Кое-кто действительно обещает помочь. Но один бороться я не смогу, я уйду".