
В конце прошлой недели в Карелии гостила сборная страны тех великих времен, когда ее лидерство в мировом хоккее было прочным и безоговорочным. Убеленные сединами легенды хоккея при представлении команды легко перешагивали через бортик и выкатывались на лед кондопожского Ледового дворца. Одно перечисление регалий каждого игрока у диктора занимало целую минуту. Александр Рагулин, Виктор Кузькин, Виктор Шалимов, Вячеслав Анисин, Александр Бодунов и другие многократные чемпионы мира и Европы, Олимпийских игр стояли дружной стеной с гордой надписью на свитерах — Россия. Эту стену не могли преодолеть ни канадцы, ни чехи, ни шведы, никто другой. Не удалось этого сделать и нашим ветеранам из "Карельских медведей" в товарищеском матче.
Едва началась игра, как "Звезды" пошли вперед, и вскоре Александр Бодунов, замкнув голевую передачу партнера, открыл счет. Затем пришло время блеснуть Виктору Шалимову, вышедшему один на один с вратарем "КМ". Иногда выбор позиции, тактический опыт мировых звезд хоккея и техническое оснащение выглядели настолько основательно, что создавалось впечатление их численного преимущества. А шайбы, пущенные в ворота соперника, проверяли на прочность штанги ворот и вратаря. "Карелы, вперед!", "Медведи, проснитесь!" — поддерживали наших болельщики. На их призыв откликнулись Андрей Лаврушев и Семен Тарасов, забросившие две ответные шайбы, но это были лишь голы престижа, поскольку в счете весь матч лидировали "Звезды России". 5:3 в пользу легенд хоккея — таков итог поединка.
После матча — несколько вопросов заслуженному мастеру спорта, семикратному чемпиону мира и Европы, обладателю трех олимпийских высших наград Виктору Кузькину.
— Вы были чемпионом СССР еще в 1959 году. Как удается поддерживать такую приличную спортивную форму?
— Прежде всего режим и активные занятия спортом. Для меня это профессиональное качество. После завершения карьеры хоккеиста в Армейском клубе (1976) я до 1998-го тренировал молодежь ЦСКА. Ныне помогаю различным командам любителей, скажем, при правительстве России. Катаюсь с ними, участвую в товарищеских играх сборной звезд.
— Ваш самый памятный матч в сборной страны?
— Конечно, решающая игра с канадцами в финале чемпионата мира в 1963 году, когда сборная после большого перерыва вновь стала сильнейшей на планете. Нам нужна была победа обязательно с разницей в две шайбы. Рассказ о матче, его драматизме занял бы отдельную главу в книге. Тогда в чрезвычайно напряженном поединке нам удалось победить.
— Много лет на Вашей майке была надпись — СССР, теперь — Россия. Есть ли разница в патриотических ощущениях?
— По существу, ясное дело, нет. Но тогда нашу сборную побаивались. Это можно было видеть и по глазам соперников, и в игре. Задача нового поколения хоккеистов — вернуть былую мощь сборной. И еще. Когда в 1963 году в честь победы звучал гимн нашей страны, мы буквально плакали от счастья. Таково было эмоциональное потрясение.
— Вы по игре и характеру, что видно на поле боя, — авторитет для многих. Капитанская повязка — привычное дело?
— Не мне судить, но хоккеисты часто доверяли мне эту непростую и почетную обязанность. Много лет я был капитаном в лучшем клубе страны — ЦСКА, сборной на олимпиаде в Саппоро, в известной суперсерии с канадскими профессионалами 1972 года.
Виктор Кузькин после очередной победы, которой он отдал все силы, устало вытирал лицо полотенцем. Жар борьбы и азарт поединка были еще в его глазах, в неугомонной душе настоящего спортсмена и, конечно, чемпиона.

Кстати. Как нам стало известно из неофициальных источников, праздник хоккея в Кондопоге нежданно-негаданно оказался втянут в предвыборные политические дрязги. Дело в том, что карельская команда должна была выйти на лед в свитерах с логотипом нашей газеты ("Губернiя" недавно приобрела эту форму в подарок "Медведям"). Однако накануне встречи особо бдительные личности настойчиво намекнули ветеранам, что в присутствии Сергея Катанандова и других высокопоставленных особ негоже выступать с эмблемой "неблагонадежного" издания. В итоге петрозаводчане были вынуждены играть в свитерах "Русшины-Инвест"...