Культура Делона сделал Лановой

Наталья ВИТИВА
№24 (313) 12.06.2002

Кино любило Ланового, а он любил театр

Он не изменил родным стенам и упорно ждал (типичная судьба ведущего артиста вахтанговского театра): от принца до принца, между ними — бездна, между ними — пропасть, в которой покоятся несыгранные роли и неудовлетворенные амбиции. А ведь приглашали Василия Ланового и Ефремов, и Завадский, и Любимов. Устоял, как и многие его коллеги по театру.

— Театр Вахтангова всегда был таким театром, из которого уйти было невозможно, — говорит Василий Семенович. — Только Сергей Лукьянов ("Кубанские казаки", "Капитанская дочка") перебрался во МХАТ, но умирать вернулся в наш театр. Вахтанговская школа уникальна. Сколько блистательных актеров она воспитала?! Правда, в этой когорте знаменитостей легко было затеряться....

Лановой не затерялся, в отличие от своего друга Алексея Кузнецова, с которым он сыграл вместе в фильме "Аттестат зрелости" и с которым приехал в Петрозаводск с концертной программой "И в шутку, и всерьез". Сейчас обаяние Ванечки Вараввы постарело, помудрело, хотя и обрело черты большевистской непримиримости и ветеранского брюзжания. У него по-прежнему прямая спина и лучистые глаза.

— Я остался верен своим идеалам юности, — говорит актер. — И очень сожалею о том, что мы попали в эпоху передела ценностей. Еще Конфуций говорил: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". Мы попали именно в это время. Перестройка коснулась и театра. То, что для нас было божеством во МХАТе, в вахтанговском театре, в старом русском кинематографе, сегодня заменили пустельгой, милицейскими пукалками, бездарным насилием — всем тем, что не представляет никакой художественной ценности. Я понимаю, что в этот сложнейший период необходимо выживать. И компромиссы допустимы. Но есть компромиссы, а есть предательство того, чему молились раньше. Но я думаю, что пустельга не может долго царить в мире. Все вернется на круги своя.

Виктюк противопоказан

Василий Семенович сейчас играет в родном театре в двух спектаклях: "Милый лжец" и "Посвящение Еве". В последнем он предстает перед зрителями в образе лауреата нобелевской премии, писателя, живущего в уединении, размышляющего о своей жизни. На данный момент это самая любимая роль Ланового, и он очень бы хотел привезти свои работы к нам. Дело за малым: оплате таких мини-гастролей театра имени Вахтангова нашим министерством культуры.

Интересно, что роль нобелевского лауреата в "Посвящении Еве" играет и Ален Делон, актер, которого очень часто сравнивали с Лановым. Василий Семенович утверждает, что Делон довольно средний актер: "У нас он известен потому, что я его озвучивал. Наши актеры на порядок выше западных. Так, как мы можем умирать на сцене, никому не дано".

Хотя на сцене вахтанговского театра идет масса спектаклей, поставленных разными модными режиссерами, Лановой в них не играет. Делает он это принципиально.

— От участия в спектаклях Фоменко я отказался, потому что он предлагал мне роли, которые были мне неинтересны, — рассказывает Василий Семенович. — Например, его "Ревизора" я считаю антирусским, чисто постановочным, абсолютно не вахтанговским спектаклем. Фоменко превратил актеров с гениальными ролями в массовку. Я бы не хотел, чтобы со мной ставили такой эксперимент в угоду режиссеру. Я русский актер и пою русскую школу актерства.

Несчастье нашего театра — нет своего режиссера. Я считаю, что наш худрук Михаил Ульянов делает ошибку, приглашая режиссеров, которые работают не в русле вахтанговского театра. Нашей школе противопоказаны такие, как Виктюк, Мерзоев, Туминос.

Не театром единым сегодня жив Лановой. Он преподает в щукинском театральном училище, концертирует по всей стране, а также является председателем фонда армии и культуры. Два сына, красавица жена Ирина Купченко, с которой он прожил вместе 26 лет, две собаки и одна кошка дополняют "дивный" мир известного актера.