На прошлой неделе новый депутатский состав впервые делил народные деньги. Налог на прибыль в Карелии собран с предприятий на 70 миллионов больше запланированного, и депутатам предстояло решить: куда их лучше потратить. Правительство предложило отдать 50 миллионов на увеличение уставного капитала ОАО "Банк "Онего". Предложение не ново: год назад Сергей Катанандов пытался было подкормить "Онего" бюджетными деньгами, но прежний депутатский корпус сделку "зарубил". Прежде всего потому, что банк "Онего" слывет в карельских деловых кругах как "карманный банк правительства, обслуживающий личные интересы его членов и интересы приближенных бизнесменов" (цитата из А.Чаженгина, под которой могут подписаться многие).
Сейчас все по-другому. Назначенный председателем комитета по бюджету Николай Зайков, сменивший на этой должности Александра Чаженгина, на мою просьбу дать комментарий к новым бюджетным статьям, в том числе и к поправке, касающейся банка "Онего", скромно ответил:
— А я не специалист по бюджету.
— А почему же вас назначили председателем комитета?
— Спросите у депутатов. Они за меня проголосовали.
Можно было бы и спросить, но многие, как выяснилось, в глаза друг друга почти не знают. Во всяком случае с десяток депутатов понятия не имеют, как выглядят два заместителя председателя бюджетного комитета Матросов и Токарева. С такими депутатами можно предлагать на голосование что угодно: проголосуют и не поймут, за что.
Но все-таки парламентские приличия следует соблюдать. И вместо того, чтобы сразу за все скопом, как во время первого заседания нового ЗС, проголосовать и разойтись, выслушали министра финансов. Александр Колесов, как полагается, попытался обосновать претензии правительства на 50 миллионов.
Колесов вопрос поставил так: нужен ли республике свой банк? Депутаты-предприниматели О.Фокин и Д.Алиханов рискнули предположить, что не нужен. Со слов Фокина, предприятия, которых силой и уговорами загнали в банк "Онего", с удовольствием бы сменили его на другой.
— Как же не нужен, — недоумевал министр, — когда банк "Онего" инвестирует в реальный сектор экономики и социальные программы...
— Не лучше ли сразу отдать эти 50 миллионов на социальные программы? — предложил Алиханов.
Михаил Максимов заметил, что он знает только один сектор реальной экономики, куда "Онего" вкладывает деньги: на ссуды чиновникам для строительства квартир.
Депутат Юрий Шабанов, не боясь предстать перед публикой неудачливым управленцем, поведал, как в бытность свою заместителем управляющего ПЛВЗ "Петровский" завод оказался в кризисе. Ни один банк не захотел помочь производителю алкоголя кредитами, а "Онего" пошел навстречу. "Вот пример инвестирования в реальный сектор экономики", — заключил Шабанов. Юрий Алексеевич, вернее всего, и сам осознавал нелепость своего аргумента, "намешав" алкоголя в социальные программы, но нужно было поддержать министра, который стоял на трибуне слегка деморализованный и на вопрос Ирины Петеляевой: "Кто эти восемь человек, которые взяли в банке "Онего" ссуду на покупку квартир?" готов был нести милую чушь.
— Есть ответственность за разглашение банковской тайны, — ответил Петеляевой Колесов. — Я могу назвать только себя. Я взял ссуду в банке "Онего", а ни в каком другом, чтобы меня не упрекнули в непатриотичности. А то скажут: "Есть наш республиканский банк, а ты в каком-то другом кредит берешь..."
Известна еще одна фамилия из восьми: Катанандов. Как-то Сергей Леонидович признался одной из газет, что смог осуществить обмен 5-комнатной квартиры по ул.Дзержинского на более комфортную по ул.Красной благодаря ссуде в 200 тысяч, взятой в банке "Онего".
Как сказал М.Максимов, сегодня Центробанк РФ обязал российские банки довести уставной капитал до 5 миллионов евро. Завтра он может затребовать 10 миллионов. Тогда нужно или опять валить в "Онего" народные деньги, или закрывать банк, и тогда все миллионы долларов, отданные карельскими налогоплательщиками банку, будут потеряны. Вместо того чтобы решать проблемы районов, депутаты решают личные проблемы акционеров банка.
Кстати, в 1999 году частными акционерами "Онего" числились тот же А.Колесов, Л.Белуга. Сейчас, к примеру, Колесов мог переписать свои акции на подставных лиц, поскольку негоже министру финансов на глазах у всех балансировать между интересами казны и своими личными финансовыми интересами.
Один из аргументов правительства: банк участвует в ипотечном строительстве. Депутат Алексей Мосунов полагает, что это слишком слабый аргумент: "Как депутат я должен отстаивать интересы простых жителей республики. Ипотека — это строительство жилья для богатых. Считаю, что 50 миллионов нужно направить на финансовую помощь районам республики".
И тем не менее подавляющим большинством депутаты выделили банку 50 миллионов. Для сведения избирателей: против выделения банку 50 миллионов голосовали депутаты: Д.Алиханов, А.Андрейко, В.Богданов, М.Максимов, А.Мосунов, А.Папченков, И.Петеляева, О.Сабинин, А.Селянин, О.Фокин, А.Чугунов. Не голосовали: Л.Афанасьева, Р.Русакова, С.Яскунов. Отсутствовали: Н.Азарова, Ю.Спиридонов. Остальные депутаты проголосовали "за".