Весной этого года мэром Петрозаводска было принято решение о пополнении состава городской призывной комиссии. В нее вошел правозащитник, ответственный секретарь Молодежного правозащитного союза Сергей Табаков. Он и председатель правозащитного союза Карелии, член правительственной Комиссии по правам человека Игорь Пальцев рассказали об особенностях петрозаводского призыва.
50 пишем, 26 в уме
— Сергей, ты рассказывал, что работники военкомата пытались препятствовать твоему вхождению в состав призывной комиссии...
— Пытались, еще как. Военные комиссары Петрозаводска и Республики Карелия очень активно пытались не пустить меня в комиссию. Чуть ли не с пеной у рта они доказывали главе самоуправления (а именно он формирует состав призывной комиссии), что в комиссии уже достаточно специалистов, что нечего там делать представителям общественности, тем более правозащитникам, и тем более из Молодежного правозащитного союза. В частности, тогдашний военный комиссар республики генерал Веревкин публично заявил, что никакого расширения призывной комиссии не будет. Буквально чудом мне удалось-таки войти в ее состав. И то, что я здесь увидел, превзошло самые худшие мои опасения.
— Что именно?
— Во-первых, непонятно, кто принимает решения от имени комиссии. Теоретически в нее входят 11 человек, а само заседание не может проходить без присутствия председателя, его заместителя, главы военно-врачебной комиссии, представителя УВД и представителя городского отдела образования. Без этих пяти человек решения комиссии не имеют никакой силы. Кроме того, должен быть кворум — 6 человек. За последние пять заседаний представитель отдела образования была 1 раз, представитель УВД — столько же. Да и военком не на каждом заседании появлялся.
Второе — это протоколы заседания, которые подписывают члены комиссии. Они — и я могу это доказать — самая настоящая липа. На заседании комиссии 30 апреля рассматривались дела 26 граждан, из них 19 обучающихся. Это несмотря на то, что обучающиеся — категория граждан, не подлежащая призыву, в том числе и вызову на комиссию. В итоге из этих 26 человек на военную службу было призвано 11, из которых девять — обучающиеся. Через неделю я получаю на подпись протокол заседания призывной комиссии (каждый член комиссии должен оставить там свой автограф). И в этом протоколе указано, что на заседании комиссии 30 апреля рассмотрены дела 50 (!) граждан. Когда их призывали? Кто? Уж точно не призывная комиссия, заседавшая 30 апреля. Но члены комиссии спокойно подписывают протокол...
На следующем заседании реально было рассмотрено 13 человек, 10 из которых были призваны (из них 7 учащихся). В протоколе стоит 50 фамилий. И не только в этом. Во всех 44 протоколах заседаний, которые проходили с 1 апреля по 4 июня, стоит по 50 фамилий.
Не дайте себя провести
— С какими призывными проблемами приходится сталкиваться правозащитному союзу?
— По закону решение о призыве на военную службу может принять только призывная комиссия. Простая, казалось бы, вещь, но в действительности это происходит несколько иначе.
К нам постоянно приходят люди и говорят, что их вызывают на призывную комиссию в понедельник, среду или пятницу. Но Петрозаводская призывная комиссия заседает раз в неделю — по вторникам. То, что призывников приглашают в другие дни, говорит только об одном: решения принимаются неуполномоченными лицами, за спиной у комиссии. А граждане искренне и наивно полагают, что все правильно и процедура призыва соблюдена!
— Что вы можете посоветовать в подобных ситуациях?
— Если вас вызывают на заседание комиссии не во вторник, вы приходите и не видите в составе "комиссии" тех, кто там должен быть, если в "комиссии" нет шести человек, то можете смело разворачиваться и уходить. Вам морочат голову. Это — лжекомиссия, не имеющая права принимать решения.
— А может ли военкомат вызвать студента проходить медицинскую комиссию?
— Студент — это обучающийся, а, повторяю, обучающиеся — это категория граждан, не подлежащая призыву на военную службу. Это установленная законом норма. Но наш военкомат соблюдает ее далеко не всегда и постоянно призывает в армию ребят, которые еще учатся в вузах, техникумах, училищах и колледжах. Мотивируют же призыв они таким образом: "Да, вы обучающийся, и мы призываем вас в армию, но не сейчас, а сразу после получения диплома. То есть доучиться мы вам дадим!"
Три этапа призыва
— Процедура призыва в армию включает в себя три этапа: прохождение военно-врачебной комиссии (ВВК), прохождение призывной комиссии и непосредственно отправка в армию. Если вы учащийся, то военкомат не вправе заставить вас проходить ни один из этих этапов. Но как только вы закончили свое учебное заведение, получили диплом или аттестат и перестали быть учащимся, военкомат обязан начать процедуру призыва. Вызвать на заседание военно-врачебной комиссии, если у призывника есть какие-нибудь жалобы на здоровье — отправить его в стационар на пару недель, пока все обследуют. Потом вызвать на заседание призывной комиссии, сформировать команду и только после этого отправить в армию. Если учесть, что в большинстве своем дипломы выдаются примерно 25 июня, а призыв заканчивается 30 июня, то военкомат должен провернуть все это дело за 5 дней. Понятно, что это невозможно чисто физически. Вот работники военкоматов и изворачиваются, рассылая повестки чуть ли не с января. Причем повестки вручаются централизованно, по всем учебным заведениям. Медкомиссии проходят толпами, такими же толпами вызываются на призывную комиссию. При этом призывная комиссия не видит большей части призывников. Естественно, все эти действия не имеют никакого законного основания. Повестки должны вручаться призывнику под личную подпись, а медкомиссия и призывная комиссия должны рассматривать каждого из них в отдельности.
Примерно таким же способом призывают ребят, которым еще нет 18 лет. Мол, пока тебе 18 лет нет, но до конца призыва обязательно исполнится, и ты совершенно законно пойдешь защищать родную страну.
— Правда ли, что решение призывной комиссии может быть обжаловано только в десятидневный срок?
— Откуда взят этот срок — непонятно. По закону срок обжалования решения призывной комиссии в суде — 1 месяц со дня получения копии решения призывной комиссии. Но копии иногда выдавать отказываются. Приходит призывник, требует копию решения, говорит, что она нужна для суда. Вместо выдачи копии ему начинают угрожать, заставляют передумывать... После этого подчас призывники вообще не забирают копии. Поэтому, если копию не выдали — нечего волноваться: срок для обжалования еще не начался. Но до конца призыва в армию вас забрать могут.
— А были ли случаи, что призывали совершенно непригодных к военной службе людей?
— Техническое несовершенство оборудования не мешает городской военно-врачебной комиссии призывать в армию больных людей. На заседании 21 мая в армию был призван абсолютно больной человек, которому уже за 20 лет. Он — ведущий инженер "Карелпроекта", компьютерщик, отличный специалист, но со здоровьем у него серьезные проблемы. У этого человека — 4 серьезных заболевания, одно из которых — варикозное расширение вен. Ему была сделана операция по удалению вен на обеих ногах, но проблемы продолжаются и человеку подчас просто тяжело стоять. Ожидая решения призывной комиссии, он вынужден был присесть на стул, хотя все призывники перед комиссией стоят. Военно-врачебная комиссия, несмотря на все 4 заболевания, признала его годным к прохождению военной службы, правда, по самой низкой степени годности. То есть он не будет служить в спецназе или в ВДВ, но может служить в каких-нибудь железнодорожных войсках или обслуживать военные аэродромы. Непонятно, какой толк для страны отрывать от работы ведущего инженера и делать из него плохого солдата?
Весенняя призывная кампания 2002 года подходит к концу. Сколько молодых людей в этот раз были призваны при помощи не совсем законных способов, описанных в нашем материале, мы не знаем. С другой стороны, можно попытаться понять работников военкоматов, которым во что бы то ни стало необходимо выполнять план по призыву. Вопрос один: насколько в данной ситуации цель оправдывает средства? Пусть и такая благая цель, как защита Отечества...