Спорт и отдых Дверь в лето

Дмитрий ГОРДИЕНКО
№26 (315) 26.06.2002

Девять отважных членов Петрозаводского клуба любителей велопутешествий "Колесо" сели 30 апреля в поезд Петрозаводск — Москва. Девять двухколесных машин сопровождали их в пути: велосипеды в поездах дальнего следования провозить разрешено, причем без доплаты (правда, в зачехленном виде и со снятым передним колесом). Так началось путешествие...

"Всякое начало трудно"

День первый: Тверь — Ярополец. Пробег — 101 километр

В 5 часов Тверь встречает нас ярким солнцем и полупустыми проспектами. Через полчаса выезжаем на Волоколамское шоссе — неширокую, но ровную и ухоженную асфальтовую дорогу. Сразу же сталкиваемся с особенностью здешних мест: отсутствием чистых водоемов. И почти весь путь нам придется запасать питьевую воду в пластиковые бутылки и везти ее в рюкзаках. А пока же — наслаждаемся непривычным для мая теплом и запахом цветущих трав и деревьев. Цветет абсолютно все и разом: яблони, вишни, груши, черемуха, сирень. Прогретый утренним солнцем воздух пропитан цветочными ароматами, как парфюмерная фабрика.

На Можайск!

День второй. Пробег — 102 километра

В центре города — красивый памятник святому Николе Можайскому, тезка которого, святой Никола Угодник, издревле считается покровителем странников. Впрочем, Можайский Никола также оправдывает свое имя: прямо возле памятника у велосипеда Людмилы Алексеевой внезапно рвется тормозной тросик. От площади, на которой стоит монумент, начинается крутой спуск, и страшно представить, каковы были бы последствия инцидента, случись он во время спуска...

"Недаром помнит вся Россия"...

День третий: Бородино. Пробег — 71 километр

Солнечным утром со стороны деревни Горки въезжаем на Бородинское поле. Воистину великое место! Рядом с дорогой — первый монумент. Именно здесь располагалась ставка главнокомандующего русской армией фельдмаршала Кутузова. С высокого холма открывается завораживающая глаз панорама поля, покрытого свежей травой.

Бородино поразило могучим скрытым магнетизмом, заставляя с содроганием вспомнить о крови тысяч и тысяч бойцов, залившей эти холмы в сентябре 1812-го. По трагичной иронии судьбы столетие спустя здесь же разыгралась еще одна кровопролитная битва: в октябре 1941 года на Бородинском поле полегли воины 32-й стрелковой дивизии. Об этой трагедии напоминают скромные обелиски над братскими могилами безымянных бойцов, застывший на постаменте танк Т-34 и иссеченный пулями и осколками второй Отечественной монумент на Утицком кургане.

В центре Бородинского поля — действующий женский Спасо-Бородинский монастырь. На его территории нашли воздвигнутый к 100-летию Бородинской битвы обелиск "20-му Егерьскому, ныне 103-му пехотному Петрозаводскому полку: убиты прапорщик Степанов, штабс-капитаны Иконников и Васильев и 121 нижних чинов"...

По святым местам

Дни четвертый — седьмой. Суммарный пробег — 347 километров

За эти дни посещаем города Калугу, Козельск, Белев, Одоев и два действующих монастыря — Боровско-Пафнутьевский и знаменитую Оптину Пустынь. В последней попадаем как раз на Крестный ход (посещение выпало на первый день после праздника Пасхи).

Наши палаточные ночевки сопровождаются громким хором обезумевших от весенней страсти лягушек и сухим шорохом крыльев несметных полчищ роящихся майских жуков. Ландшафт из равнинного становится все более холмистым, дорога то и дело змеится крутыми и длинными (в полтора-два километра) подъемами-тягунами, сменяющимися не менее длинными и крутыми спусками. Настроение портит сильный встречный ветер, выматывающий и без того изрядно потрепанные силы.

Неподалеку от Оптиной Пустыни знакомимся с бывшим егерем национального парка Угра, который щедро угощает нас растущим в этих краях чудесным съедобным растением — черемшой, известной также как медвежий лук. Собранного им пакета черемши нам хватает до последнего дня похода: салаты из нее скрашивают наш скромный походный рацион.

Удивило отвратительное состояние дорог на границах всех пересеченных нами областей (Московской и Калужской, Калужской и Тульской, Тульской и вновь Московской): по десятку километров в каждом приграничье вместо асфальта — жуткая грунтовка. Даже страшно подумать о том, что творится там в дождливые осенние дни.

В большинстве посещенных нами сел и районных городков, несмотря на весну, царит уныние: безденежье, безработица, покосившиеся домишки и строящиеся то тут, то там по соседству виллы-дворцы не в меру жирующих соседей-москвичей. К последним здесь питают особую нелюбовь, сопровождающуюся глухим презрительным ропотом. Нас же, перво-наперво уточнив, откуда мы, встречали доброжелательно, с удовольствием угощая водой из своих колодцев и подсказывая более удобный маршрут...

Братья по разуму

Дни восьмой — одиннадцатый: Ясная поляна — Тула — Таруса — Москва. Пробег — 180 километров

После посещения Дома-музея усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне, где нам удалось сфотографироваться вместе с праправнуком великого писателя Владимиром Толстым, ныне — директором дома-музея, нас встречают представители тульского велоклуба. Туляки знали, что мы едем через их город, и подготовили теплый прием: устроили на ночлег, показали достопримечательности.

Тула произвела впечатление спортивного города: на улицах полно рекламы спортивных товаров и афиш соревнований. В городе много велосипедистов и старейший в России велотрек. Девятого мая в сопровождении группы туляков выехали в Тарусу, куда прибыли в предпоследний день пути.

Таруса произвела тяжелое впечатление: рядом с ветхими домиками местных жителей тут и там особняки москвичей, рядом с одним из них с удивлением заметили пасущегося... верблюда. Видимо, хозяин дома — большой любитель экзотики и владелец шальных денег.

Попрощавшись с туляками после ночевки на реке Таруска, отправились на Москву. Столица встретила ветром и обилием бомжей, заполонивших тротуары: особенно живописно выглядела троица, трапезничающая на разложенной на асфальте тротуара грязной тряпке неподалеку от фешенебельного офиса "Лукойла".

Комсомольская площадь: три вокзала и конец маршрута.

Зачем все это?

Что можно ответить на вопрос скептика? Для тех, кто считает деньги, могу сказать, на весь поход (включая стоимость железнодорожных билетов и питание) затрачено менее тысячи рублей. А ведь это двенадцать дней пути, масса впечатлений, новых знакомств и просто хороший отдых от повседневности. Главное в таком пути — не итог, но сам путь. Кто с этим не согласен, тот вряд ли меня поймет...

Тем же, кто загорелся идеей велопутешествий, могу порекомендовать петрозаводский велоклуб "Колесо". Для того, чтобы стать его членом, нужно немногое: желание путешествовать, велосипед, не утраченные с детства любопытство и чувство юмора.