Тема номера Месяца четыре надо поездить голодными

Лариса ЖДАНОВА
№29 (318) 17.07.2002

На минувшей неделе петрозаводские автобусники отказались работать, пока им не пообещают погасить долги по зарплате. В конце концов транспорт вышел на линию, однако рабочие и ИТР, поддержанные профсоюзами, оставляют за собой право на дальнейшие действия. Ситуация на предприятии критическая: еще не выплачена полностью апрельская зарплата, которая в среднем всего 3 тысячи рублей в месяц, износ автопарка, по данным профсоюза, составляет 98 процентов, профессионалы уходят. Обстановка в коллективе на грани социального взрыва. Люди не знают, что будет дальше.

После многочисленных писем и обращений в петрозаводскую администрацию профсоюзы потребовали от Петросовета выступить в защиту муниципального предприятия, ответственность за которое несут городские власти. В тот же день срочно была созвана комиссия горсовета по экономике.

Голодные обмороки — не повод для забастовки?

Заместитель мэра по экономике Марина Никишина уверена: забастовки могло не быть, если бы профсоюзы не выступили в роли ее организаторов.

— Людей было уже не удержать, у нас кондукторы падают в голодные обмороки, — не согласилась с Мариной Викторовной председатель профкома автоколонны. На что последовал ответ:

— Мадам, я вас умоляю!

Депутаты вынуждены были попросить заместителя мэра вести себя прилично в Петросовете. Но этот диалог в очередной раз продемонстрировал отношение мэрии к своему муниципальному предприятию.

Председатель рескома профсоюза работников автомобильного транспорта Игорь Борисов еще 4 июля поставил Виктора Маслякова в известность, что 10 числа автоколонна приостановит работу. 5 июля и.о. директора автоколонны сообщил помощнику мэра по вопросам ЖКХ Игорю Хоменко, что предприятие может быть остановлено из-за отсутствия топлива — денег на бензин нет. ЗА МЕСЯЦ (!) до конфликта председатель профкома предприятия направляла телеграмму об огромных долгах по заработной плате.

— Я не знаю, куда стучаться! — сказала председатель профкома депутатам Петросовета. — Мы пригласили господина Хоменко в автоколонну. Он ответил: "А что мне там делать?". Попыталась поговорить с Мариной Никишиной — она отправила меня к Хоменко. Не заметила она нас. Наконец, глава департамента ЖКХ нас навестил. Но пройтись по территории — это одно, а вот поговорить с коллективом: "Как работается, мужики!" — это другое.

"Не надо утрировать ситуацию!"

Найди руководство города общий язык с рабочими, конфликта удалось бы избежать. Так считает председатель рескома профсоюза работников автомобильного транспорта Игорь Борисов. Однако позиция заместителя мэра: "Не надо утрировать ситуацию!" оказалась столь шаткой, что вызвала грандиозный скандал.

На самом же деле не нынешняя администрация привела муниципальную автоколонну к развалу. "Эта проблема с 1991 года, когда перестали приобретать подвижной состав", — деликатно заметил сотрудник мэрии Вадим Учаев. Забыв при этом добавить, что некоторые покупки все-таки делались. И "Скании" при Катанандове (их состояние вызвало скандал, но его быстро замяли), и "Мерседесы" при Демине. Внедренный недавно на предприятие мэрией главный экономист Сергей Филин провел экспресс-анализ, который показал: сегодня трудозатраты на один выход автобуса возросли по сравнению с началом 90-х годов в четыре раза (!). Стареющий транспорт требует все больше вложений. С таким бизнесом никакого бюджета не хватит. Новый экономист утверждает, что "на предприятии не было ни одной программы развития", и именно выжидательная позиция привела к кризису.

А июньское подорожание бензина усложнило и без того трудную финансовую ситуацию.

Кто денег недодает?

"Автоколонна перефинансирована. Городской бюджет ей больше ничего не должен", — утверждает Марина Никишина. У городской администрации нет рецептов, как спасти муниципальное предприятие. Автоколонна в кризисе. "Либо автоколонну надо закрывать, либо удерживать. Но тогда месяца четыре надо поездить голодными", — весьма цинично заявила Марина Никишина.

Тем не менее полный развал автоколонны приведет к непредсказуемому росту цен на транспорт, которые тогда начнут диктовать владельцы частных микроавтобусов.

Профсоюзные лидеры видят главную причину нынешнего бедственного положения транспорта не столько в равнодушии петрозаводских властей, сколько в том, что министерство финансов республики недоплачивает автоколонне за перевозку льготников. Общеизвестно, что львиная доля кредитоспособных пассажиров пользуется услугами частников. В то время как муниципальный транспорт перевозит всех льготников города. В апреле нынешнего года правительство республики установило новый порядок покрытия убытков от перевозки льготников, существенно сократив дотации. Профсоюзы резко выступили против этого решения. Петрозаводская мэрия промолчала. Видимо, памятуя, чем обернулись для прежнего мэра попытки защитить городской бюджет, Виктор Масляков занял выжидательную позицию. И пострадали от этого, в первую очередь, транспортники.

Сейчас мэрия подготовила письмо в адрес минфина, где просит изменить методику покрытия убытков. Депутатская комиссия по экономике и финансам поддержала администрацию в этом вопросе. Однако будут ли городские власти последовательно отстаивать интересы своего муниципального транспорта? Да и интересы петрозаводчан в целом? Готов ли Виктор Масляков бороться? И не станут ли межбюджетные отношения тем камнем преткновения, о который споткнется дружба председателя правительства и нынешнего мэра?

"Дело это — политическое!"

Перед заседанием несколько членов комиссии по экономике были приглашены в кабинет к председателю Петросовета Владимиру Собинскому (автора этих строк, разумеется, не позвали). О чем шел разговор с депутатами, чьи имена связывают с именем Леонида Белуги, — покрыто завесой тайны. Пытался ли Владимир Собинский уговорить их не раздувать скандал — тоже неизвестно. Однако народные избранники были настроены более чем решительно. И вели резкий, если не сказать сильнее, разговор с представителями мэрии. Депутат Дмитрий Макеев, некогда правая рука Леонида Белуги, даже "проговорился", заявив, что "дело это — политическое". Означает ли это, что крупнейший бизнесмен Карелии, в чьи интересы вовсе не входит карьерное продвижение Маслякова в республиканскую власть, объявил политическую войну мэру? Это первый политический вывод нынешнего конфликта.

Второй, куда более болезненный для петрозаводского мэра: несостоятельность его команды. До сих пор пресс-служба мэрии не представила общественности биографии Марины Никишиной и Игоря Хоменко — человека, который будет отвечать за самую проблемную отрасль — ЖКХ. На личную просьбу автора этих строк познакомить горожан и прессу с послужным списком новых сотрудников мэрии Виктор Масляков ответил, что, дескать, вот всю команду соберем, тогда уж... Однако пока команды не видно. А по городу циркулируют упорные слухи, что на ЖКХ посажен человек, доселе только служивший офицером в армии и работавший в области рекламы.

Но даже если оба новых члена команды Маслякова и обладают профессиональными знаниями, профессионалами в полном смысле слова их назвать нельзя. Ибо первая же конфликтная ситуация показала, что с людьми общаться они не умеют. Принцип "Я — начальник, ты — дурак" уже давно не срабатывает.

И последний вывод, вовсе не политический. Депутаты приняли решение, обязывающее администрацию взять контроль за графиком погашения задолженности по зарплате. А также рекомендовали мэрии побыстрее думать, как решить проблемы автоколонны. Если мэрия сможет разработать стратегию развития предприятия, то, вероятно, Петросовет рассмотрит ее уже осенью. И Марина Никишина пообещала, что деньги на зар-плату автобусникам ("хоть мы им ничего и не должны") она найдет. Однако, как признали все стороны конфликта, эта помощь — что мертвому припарки. Выживет ли автоколонна? Пока на этот вопрос не может ответить никто.