"Окно в большое кино" — именно так, наверное, можно сегодня назвать единственный работающий в Петрозаводске кинотеатр "Калевала". Его возрождение 3 года назад состоялось во многом благодаря Светлане Будник, нынешнему коммерческому директору "Калевалы". Хотя наш разговор со Светланой касался не столько коммерческих успехов предприятия, сколько репертуарной политики кинотеатра и нас, зрителей.
— Помнится, лет пять назад все предрекали "Калевале" медленную, но верную смерть. Что, собственно, и произошло с другими кинотеатрами. И вдруг, вместо того чтобы закрыться, "Калевала" приобретает новое оборудование и сюда выстраиваются очереди. Это везение, вы угадали или продуманный и удачно реализованный коммерческий проект?
— Нынешнее состояние той части кинотеатра, которая занимается кинопоказом, не только моя заслуга. Деньги, вложенные в реконструкцию, — это частные инвестиции. Без них возродить кино было бы невозможно. Безусловно, пришлось приложить усилия, чтобы найти инвестора. Риск был безумный (год после дефолта)! Но он не был напрасным. Теперь мы вместе с генеральным директором стараемся равняться на работу столичных кинотеатров: посещаем курсы, семинары, конференции. Репертуаром занимаюсь по большей части я.
— Как происходит отбор кинолент для показа в кинотеатре?
— Существует кинорынок, где встречаются продавцы и покупатели картин. Там и принимается решение о репертуарной политике кинотеатра.
— А подробнее?
— Есть разные формы сотрудничества. Если кинотеатр работает неважно и показывает плохой результат, дистрибьютор просто отказывается с ним работать либо предлагает заплатить фиксированную сумму. Кинотеатры, которые работают хорошо, выплачивают дистрибьютору процент от выручки.
Многое зависит от устоявшихся партнерских отношений, от степени надежности партнеров.
— "На старте" фильмы берут, наверное, только столичные кинотеатры?
— У нас тоже есть возможность брать фильм "на старте", нам предлагают, иногда даже просят. Мы этого умышленно не делаем, потому что специфика нашего карельского зрителя такова, что ему надо немного раскачаться, услышать рекламу фильма, отзывы о нем в прессе, в Интернете. Вообще "Калевала" на российском рынке считается хорошим устойчивым прокатчиком. Дистрибьюторы не боятся давать нам картины, их устраивает конечный финансовый результат сотрудничества.
— А как вы отбираете фильмы с точки зрения их содержательности? Сейчас кинотеатры часто упрекают в том, что они отдают предпочтение коммерческим голливудским лентам, а не отечественному кино.
— Здесь мы находимся меж двух огней. С одной стороны, нужно зарабатывать деньги (много планов для дальнейшего развития), с другой, нас обвиняют в том, что мы не занимаемся воспитанием нравственности у подрастающего поколения. Стараемся, конечно, искать компромиссы, проводим кинофестивали, например. Хотя любой фестиваль — мероприятие заведомо убыточное.
Есть еще одна особенность: зрители, которые предпочитают серьезные картины, как правило, раскачиваются долго и приходят в кино, когда срок проката фильма уже истек, а продлить его мы не можем. Так было, например, с фильмом "Игры разума": количество зрителей росло с каждым днем, и интерес к фильму достиг своего пика, а мы перестали его показывать — истек срок договора. "Сибирский цирюльник" мы взяли на 3 недели. В первую и вторую неделю показа зрителей было катастрофически мало, а на третью начался ажиотаж: безумные очереди, звонки домой, перепродажа билетов. Тогда нам пришлось картину купить, мы потом показывали ее в течение года; некоторые смотрели ее по шесть раз.
— Если вернуться к разговору об отечественных кинолентах — складывается впечатление, что их прокатной судьбой никто не занимается...
— Беда наших режиссеров в том, что они не приспособлены к условиям рынка. На одной из встреч прокатчиков присутствовало несколько режиссеров отечественных картин, между нами возник бурный диспут. Режиссеры упрекали нас в том, что мы не поддерживаем отечественное кино, игнорируем. Диспут был настолько бурным, длительным, что мне стало не по себе. Я набралась смелости и устроила ликбез на тему рыночных отношений, буквально рассказала про спрос, предложение, систему PR, о том, что в бюджете картины обязательно должна быть запланирована статья на то, чтобы фильм "продвинуть" на отечественный рынок, обеспечив нас нормальной рекламой. Они же снимают фильм — и все! А плакаты мы сами должны рисовать? А реклама на телевидении? Это дорого — но тогда и конечный результат будет совершенно другим. После моего выступления споры прекратились. Истина-то проста. В этом году зрители смогут посмотреть "Кукушку" режиссера А. Рогожкина и "Олигарха" П. Лунгина — мы стараемся! В планах — организация киноклуба, а это значит ежемесячно с помощью Гильдии режиссеров России один бесплатный(!) сеанс — новый отечественный фильм!
— А что показывает практика, какие фильмы пользуются популярностью в Петрозаводске?
— Молодежные комедии. Те самые, которые называют "отстойными" и глупыми. По количеству зрителей они бьют все рекорды.
— Известно, что у руководства "Калевалы" сейчас много проблем с другими арендаторами площадей в здании.
— Да. Нам в кинотеатре принадлежат только кинозал, кассовый зал и аппаратная. Остальные площади занимают другие арендаторы, даже лестницы и туалеты не наши. Из-за плачевного состояния последних мы, кстати, теряем часть зрителей. Но привести их в порядок не можем. Сейчас пытаемся найти выход из ситуации при помощи администрации города.
Очень хотелось бы поздравить всех с Днем кино! Кино — это отдых, эмоции, кино диктует моду, воспитывает. Ну а мы — за кино хорошего качества!