Экономика Изнанка бравурных перепевов

А.КАРПЕНКО, Д.ХАЛАИМОВ
№39 (328) 11.09.2002

Строительство и ремонт дорог — козырная карта, которую успешно разыгрывают республиканские и городские власти в последние месяцы. Стало меньше ухабов в карельской столице, на прошлой неделе резали красную ленточку, открывая отрезок дороги Пряжа — Леметти. Председатель Дорожного комитета республики Альбек Гиззатулин с оптимизмом рассказывает с экрана о том, что хорошими темпами строятся и ремонтируются дороги в Пудожском районе, на участке Костомукша — Тикша — Ледмозеро. В принципе ничего удивительного: выделяются неплохие деньги. Но не всем и не всегда. И тем, чей путь лежит по участку кондопожской федеральной дороги, это известно лучше, чем кому-либо.

Почти 20 км дороги кондопожского участка федеральной автомагистрали начали ремонтировать несколько месяцев назад. Тогда ее мгновенно "раздели", сдернули с нее асфальт и... все замерло. В течение двух с лишним месяцев водители вынуждены ездить по трассе, более походящей на гоночную, чем на междугородную. Рытвины, ухабы, булыжники, воронки, песчаные ямы, скользкая обочина — таково ее нынешнее состояние. На проезд 15-километрового участка от развилки до ближайшей деревни затрачивается более 40 минут! При этом в автомобиле разбиваются шаровые, преждевременно изнашиваются цилиндры, выходит из строя подвеска, теряются глушители, диски. Особенно плачевное состояние дорога приобретает после дождя, когда мелкий щебень вымывает и одолеть ее без потерь возможно лишь только на амфибиях.

Заказчиком ремонта является УПРДОР "Кола". А в Кондопожском районе реконструкцию 20-километрового участка Березовка — Шушки в прошлом году начинали санкт-петербургские дорожники. Нынче за это дело взялось ООО "Трансстрой", выступившее в качестве подрядчика. Завершается восьмой месяц их деятельности по реконструкции участка федеральной дороги. Объем работ, который должна провести фирма, велик, завершить их подрядчик обязуется к 1 ноября сего года, но, как замечают сами водители, темпы работ оставляют желать лучшего.

Непонятно также, почему при таком огромном объеме работ и ограниченном отрезке времени в полной мере не используется на редкость благоприятная погода? Весной днем и ночью новенькие автосамосвалы, лихо обгоняя послушно ползущие легковушки и фуры, вывозили сломанный асфальт и грунт с обочин с такой скоростью, словно они участвовали в престижных международных ралли. И вдруг темп работ резко упал, значительная часть людей и техники оказалась переведенной на другие объекты в республике, в том числе на строительство шоссе в Пудожском районе. Это обстоятельство даже удивило руководителя асфальтобетонного завода, готового выдавать продукцию круглосуточно. После того как в районе Шушков было уложено несколько километров нижнего слоя асфальта, АБЗ был остановлен. Чем были вызваны столь явные перемены? С этим вопросом мы попытались обратиться к руководству фирмы, однако ответа не дождались. Генеральный директор ООО "Трансстрой" Юрий Игнатьев при личной встрече заявил, что "вопросы принимает в письменном виде". В письменном так в письменном: по факсу вопросы были переданы. Однако результат оказался неутешительным: "У генерального нет времени", — вежливо отвечал секретарь.

"Мне тяжело ехать на "Ниве". Стыдно за такую дорогу", — честно признался при встрече прораб этой организации. Поэтому вопрос Игнатьеву был сформулирован конкретно: "Осуществляя реконструкцию дороги в условиях ее эксплуатации, несет ли подрядчик ответственность за ее состояние? Можно ли считать ее сегодня проезжей?" Секретарь в Управлении федеральной дороги Санкт-Петербург — Мурманск, сидя за столом в уютном офисе, ни секунды не сомневаясь, ответила мне, что она считает дорогу проезжей. А вот мнение Юрия Алексеевича на сей счет, к сожалению, не удалось узнать. В том же управлении все же удалось выяснить, что не кто иной, как подрядчик НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за состояние проезжей части реконструируемой дороги.

Впрочем, гораздо важнее другой вопрос — будет ли закончен ремонт до наступления морозов? Как заверяют сами работники — да. Вскоре на участок должен выйти шведский асфальтоукладочный комплекс "Шати-Багги", в состав которого входит американская передвижная смесительная установка "Родедек". При беспрерывной работе этого комплекса в сутки можно уложить 1 км пути.

Во всей этой далеко не мажорной истории есть и еще один весьма немаловажный аспект. Вместо того чтобы в этом месте срезать закрытый поворот, сделать этот участок покороче, более обозреваемым, а значит, и безопасным для водителей, решено почему-то скоростную автомагистраль вплотную приблизить к деревне Сопоха. Зачем? Желание сэкономить любой ценой возобладало вопреки мнению специалистов и неукоснительным требованиям СНИП. Так, участок дороги проходит всего в нескольких десятках метров от жилья, и в результате неимоверной запыленности в течение трех месяцев жители деревни стали страдать приступами астмы и аллергией. Помимо прочего, дорога начинает обрастать инфраструктурой: по соседству начинается строительство автозаправочной станции. Мнение директора заповедника "Кивач" Т.С.Маньковой весьма эмоционально: "Что за беспредел? Это ведь заповедная земля, и никто у меня разрешения не спрашивал!"

Только и остается жителям дышать пылью, а водителям — бить машины и ждать, что большой начальник смилостивится над маленькими людьми и выполнит свои обязательства по ремонту дороги в срок. Никто этого не ждет, но все надеются.