Культура Лицо под "Маской"

Губерния
№43 (332) 09.10.2002

— лучший сценограф сезона — Марина Зленко, Петрозаводский Государственный театр кукол, спектакль "Умка";

— номинация "Дебют" — Оксана Терских, Национальный театр Карелии, спектакль "Опасные связи" по роману Ш. де Локло;

— номинация "Новация" — спектакль "Опасные связи", Национальный театр Карелии, реж. Андрей Андреев;

— лучший детский спектакль — "Умка" по мотивам сказки Ю.Яковлева. Театр кукол, реж. Л.Бирюкова;

— лучший режиссер сезона — Андрей Тупиков, Государственный молодежный театр "Творческая мастерская", спектакль "Бесы";

— лучшая женская роль второго плана — Элли Нярья, Национальный театр Карелии, спектакль "Опасные связи";

— лучшая мужская роль второго плана — Дмитрий Максимов, театр "Творческая мастерская", спектакль "Бесы";

— лучшая женская роль — Анастасия Сидорова, Музыкальный театр Карелии, балет "Сильфида";

— лучшая мужская роль — Юрий Николаев, театр "Творческая мастерская", спектакль "Бесы";

— лучший спектакль сезона — "Бесы" по роману Ф.М. Достоевского, театр "Творческая мастерская", реж. Андрей Тупиков.

Все, кто интересуется театральной жизнью Карелии, глядя на этот список, в изумление не придут. И тем не менее проблема выбора стояла остро. Очень трудно (если не сказать невозможно) подводить под общий знаменатель произведения совершенно разных жанров. Пример: на "Лучший спектакль сезона" номинировались драматический спектакль "Бесы", кукольный спектакль "Умка" и балет "Сильфида", включенный по предложению одного из членов жюри. Ну как можно определить, что вкуснее: жареная картошка с грибами или кремовый торт? Всему свои время и место. Не знаю, как остальные члены жюри, а я судил по оставленному спектаклем впечатлению. Впечатление от "Бесов" было самым сильным...

Говорят, что нынешняя "Маска" была лучше предыдущих. Во-первых, сама церемония. Ее готовил Олег Липовецкий, и спасибо ему за это огромное. Все было по-настоящему здорово — от сценария до сценографии. Сколько труда Олег вложил в нынешнюю "Маску", можно только догадываться: когда все пошли праздновать, он еще полтора часа помогал монтировщикам разбирать декорации.

Вторая удача — твердость, которую проявило жюри. Недопустимых высказываний типа "Спектакль отличный, но этот режиссер побеждал в прошлый раз, а потому..." не было. Возможно, повлияла речь директора Национального театра Арвида Зеланда: актерам не нужна система "всем сестрам по серьгам", этот принцип авторитета конкурсу не добавляет. Не надо бояться кого-то обидеть, надо награждать того, кто действительно достоин.

Награды тем не менее распределились равномерно, но это произошло само собой, жюри себя упрекнуть не в чем. Как подтверждение: Дмитрий Максимов, признанный в этом году лучшим актером второго плана, номинируется на "Золотую маску". А это уже премия всероссийская.

Максим Берштейн