Культура Я снимаю не обнаженных женщин, а свои идеи...

Илона ВИСТБАККА
№48 (337) 13.11.2002

Ню и эротика

Много свободного времени и денег он отдает женщинам. Потому что истинное удовольствие доставляет ему фотографировать их обнаженные тела. Везде. Иногда на природе: в лесу, на берегу озер, в песчаном карьере или на дороге, хотя чаще всего он делает это у себя в студии. Есть у него и шуточные фото: женская ножка, кокетливо выглядывающая из банки шпрот, или девушка в большой винной зеленой бутылке.

Но Единственная Женщина в этом мире для него — его жена. Поэтому мой наивный вопрос "Снимал ли ты и ее в обнаженном виде?" вызвал улыбку на спокойном лице.

Он работает в жанре "ню": художественного изображения с участием обнаженного женского тела. Сначала в его голове рождается некая идея, а потом она с помощью тела, природы или интерьера воплощается. При этом для него самого важно, чтобы на фотографии было приятно смотреть всем, а уж тем более женщинам.

— Есть разница между эротическим фото и тем, что делаешь ты?

— Ты заметила: на моих снимках только тела моделей, лиц нет или они скрыты. Не потому, что девушки отказываются показывать свои лица, это я не хочу их показывать. Картинка с телом без лица не насилует зрителя.

Если на фото есть лицо, значит, есть глаза, которые выражают какие-то эмоции. И зритель воспринимает эмоции модели, а не мои, которые я с помощью тела хочу передать! Но я-то снимаю не обнаженных женщин, а свои идеи!

— Глупый вопрос: почему ты этим занимаешься? Но все-

таки...

— Многие фотографы проходят через это. Кто, возможно, от скуки, кто из других соображений. Мне это увлечение помогает забывать на время об обыденности, о бытовых и прочих проблемах. Работа газетного фотографа через год-два превращается в ремесло, в постоянное верчение одних и тех же лиц в одних и тех же интерьерах. От этого начинаешь тупеть и забывать о каком бы то ни было творчестве.

— У тебя прекрасная семья, жена и сын. Как они относятся к тому, что в студии постоянно мелькают голые тетки?

— Сына от всего этого мы просто бережем: считаем, что всему свое время. Он ничего о моем увлечении не знает. И сам интереса не проявляет. Показывал ему свой альбом с фотографиями, он открыл первую страницу и сразу закрыл. Сказал, что еще маленький.

А жена... Мы знаем друг друга давно, женаты больше десяти лет. Она меня понимает. Хотя первое время было трудно. Но она виду не показывала, что ревнует. Я знаю, что ей нравится то, как и что я делаю. Она — мой главный цензор. Женщины тоньше мужчин чувствуют грань, отделяющую эротику от порнографии. Как говорят: эротика — это тело, а порнография — мясо. Я же живой человек, всякое бывает. Снимешь, вроде все прилично-пристойно, посмотришь: ничего. А жена сразу бракует: "Пошло". И я ей верю.

Естественный отбор

Технологию работы он описал так: вывезти в выходной день модель для съемки километров за 50 от Петрозаводска. А потом часа четыре снимать обнаженную женскую фигуру на фоне природы: в лесу, на берегу, в воде среди камней.

Арифметика творчества проста: с одной пленки получается один достойный кадр.

Денег увлечение не приносит. Пока. Хотя он сделал в прошлом году фотографии для календаря. Бесплатно. Результат ему не понравился: фотографии отбирали другие. Для него слишком важно сделать красиво. Говорит, что от творческого процесса получает "исключительно эстетическое удовольствие". Хотя тяжело и с моделями, и с местом для съемок.

— Как ты находишь девушек для работы? Как отбираешь? Какие у тебя требования?

— Раньше подавал объявление в газету о том, что ищу девушек для съемки. Оказалось, что такие объявления привлекают очень разных людей. Были те, кто думал, что я таким способом хочу познакомиться. И те, кто говорил, что давно мечтал попробовать. Писали обычно девушки не старше 30. Уж и не знаю почему, но это так. Может, у женщин постарше уже другие интересы в жизни, может, уверенности поменьше. А жаль!

Однако далеко не каждая женщина, пусть и с хорошей фигурой, может стать хорошей эротической моделью. Это для подиумной модели нужно иметь 90-60-90 при росте от 173 сантиметров. Для меня это неприемлемо: суповой набор получается, а не женщина. С другой стороны, мне приходится считаться с общепринятым стандартом женской красоты: заплывшее жиром тело некрасиво.

— Цвет волос имеет значение?

— Имеет значение их длина. Длинные волосы делают девушку более женственной, к тому же среди них легче спрятать лицо. А если у модели стрижка короткая, то многие позы просто "выпадают". Так что, кроме всех прочих требований, нужно, чтобы волосы были как минимум до плеч.

А цвет волос принципиального значения не имеет.

— Есть постоянные модели?

— Нет. Проходит время и приходится расставаться. Искать новый материал. Потому что у меня в голове новые идеи, мне нужны новые эмоции. Дольше всего я фотографировал только одну девушку. И то потому, что это была моя первая модель. Я работал с ней почти полгода.

— А опыт подобной работы для модели имеет значение?

— Один раз работал с профессиональной фотомоделью. Но из отснятого мне ничего не понравилось. Вышло слишком жестко и технично. А мне нужно, чтобы результат был максимально естественным и человечным! И я решил, что с профессионалками больше работать не буду. Лучше потратить время и деньги на съемку с девушкой с улицы и получить более приемлемый для меня результат.

Мои модели — рабочий материал

— С молодыми людьми или мужьями моделей выяснять отношения не приходилось?

— Обычно я перед съемкой прямо спрашиваю, есть ли любимый и знает ли он о том, что девушка хочет сниматься обнаженной. Фразы типа "Есть, но я ничего не говорила" я воспринимаю настороженно. "Говорила. Он сказал: "Попробуй" — тоже. Впрочем, я вообще все воспринимаю настороженно.

Перед съемкой девушки заполняют "бланк разрешения модели". Этот документ, принятый в мировой фотографической практике, — гарантия сохранения моих авторских прав. Не нужно будет испрашивать разрешения модели на то, где, как и сколько раз ее изображение будет использовано. Я стараюсь все делать по правилам. И поскольку я не могу заплатить девушке за работу, то отдаю ей фотографии. У меня остается пленка. Но от меня снимки по рукам не уходят. Даже у близких друзей нет моих работ!

— Неужели ни разу не возникали близкие отношения с этими девушками? Красивая обнаженная женщина наедине с тобой и природой — разве это не искушение для мужчины?

— Некоторые выдающиеся фотографы, работающие в жанре "ню", уверены, что без физической близости с моделью невозможно понять ее внутренний мир и, следовательно, сделать хорошую фотографию. Другие, наоборот, считают, что женщина — создание загадочное и разгадать ее нельзя. Я придерживаюсь такого же мнения. Думаю, что женщину и не надо пытаться разгадывать (она же не кроссворд), ее нужно показывать вместе с этой загадкой.

Мои модели для меня в первую очередь — рабочий материал. Никаких физических волнений как мужчина я во время работы не испытываю. А по жизни я к женщинам бережно и уважительно отношусь. Это отношение и пытаюсь донести через то, что и как снимаю.