Криминал Моя охрана меня бережет

Светлана Певцова
№4 (347) 22.01.2003

Хороший город — Петрозаводск, только пойти в нем некуда.

Так жалуется молодежь, бегущая с малой родины в города более веселые, с навороченной индустрией развлечений. А те, кто остается, апеллируют им в ответ: но есть же кино, дискотеки, ночные клубы. И вроде бы верно, теперь и в Петрозаводске наоткрывали с десятка два ночных клубов, где все честь по чести, дизайн, музыка, охрана.

Все хорошо, веселье, цивилизация.

Да только бьют в этих местах. И все больше по морде. Невзирая на охрану. Иногда бьет и сама охрана.

Избиения в ночном клубе "Карелия" (бывший кинотеатр "Победа") стали дурной традицией в последние годы. Не успел открыться клуб, как в милицию посыпались заявления об избиениях подростков и отдыхающей молодежи. В клубе несколько раз стреляли, даже подстрелили нескольких ни в чем не повинных людей. Но клуб продолжал работать, невзирая на зловещую репутацию. Почему? Может быть, потому, что в учредителях значится депутат Законодательного собрания Дмитрий Макеев?

Слухи об избиениях все распространялись, но молодежь все ходила и ходила на ночные вечеринки, руководствуясь одним аргументом: рискованно, но ведь пойти все равно некуда.

Жили-били

Так и молодой студент Максим Опокин, отличник и просто целеустремленный молодой человек, решил сходить на дискотеку вместе со своим другом детства, ныне жителем Финляндии Тапани Петровым. Тапани, невзирая на то, что уже много лет живет в благополучной стране, до сих пор считает, что нет ничего лучше России. Друзья решили празднично отметить визит Тапани на родину. У финна были деньги, и ребята решили их красиво потратить. Поднялись в бар ночного клуба, заказали фрукты, шампанское. Не успели выпить по бокалу за встречу, как тут же подлетела охрана и стала требовать расплатиться. Ребята стали доказывать, что деньги у них есть — вот закончат дружескую встречу и расплатятся. Но охранникам человеческих слов было мало.

Они потащили парней на выход, под лестницу, в так называемую "комнату отдыха охраны", в простонародье именуемую гораздо проще — "комната пыток". Чуть вошли, сразу повалили Максима на пол, Тапани — на стул. И стали бить. Пять вооруженных охранников, среди них несколько лиц нерусского происхождения, налетели на студентов как коршуны и стали бить по ребрам, по голове. Максиму пытались отрезать ухо, а затем достали из кармана его студенческий билет и били долго и сильно по уху, пока оно не посинело и не распухло. Но больше всего досталось жизнерадостному поклоннику России финскому парню Тапани. После, когда его родители увезли в Финляндию, он был госпитализирован с переломами, сотрясением мозга и многочисленными ссадинами.

В материалах уголовного дела фигурируют такие показания семнадцатилетних подростков: когда их били, один охранник то и дело выкрикивал: "Говорите, суки малолетние, кто ваша крыша?" Какая может быть крыша у студента-первокурсника? Только отец. И именно отец Максима, предприниматель Алексей Опокин, встал на защиту своего сына. В день избиения Алексея в городе не было. Он узнал о трагическом инциденте по возвращении. В отличие от многих родителей, дети которых были избиты в клубе "Карелия" и запуганы охраной, Опокин решил действовать в одиночку: сам обходил все милицейские инстанции, побывал на приеме у депутата ЗС по Древлянке Девлета Алиханова. И в одиночку стал распутывать клубок.

Собственное расследование началось с того, что Максим и Тапани пошли инкогнито на дискотеку и опознали всех нападавших. Позвонили в УБОП, сотрудники которого незамедлительно приехали и задержали охранников, на которых указали ребята. Один из опознанных оказался чеченом, другой — узбеком, третий русским, но зато каким русским: сразу студентом 3-го курса академии МВД. Кроме того, один "герой" даже был захвачен с мобильным телефоном, отобранным в ночь избиения у Максима, то есть взят с поличным.

Только разъяренный отец утвердился в мысли, что справедливость восторжествовала, как приходит известие, что все трое отпущены. Как так, почему даже человек, взятый с поличным, разгуливает на свободе? Да потому, что согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу теперь за каждый незаконный арест под стражу берутся сами следователи. Вот следствие и перестраховывается.

Как шутят в органах, новый УПК создавался где-то на нарах, и чьи интересы он лоббирует, очевидно. Чтобы обезопасить криминалитет, пришедший во власть, какие только не создаются законы и кодексы. В ночном клубе "Карелия" избиения регулярны, но предприятие не закрыто, лицензия у охранной структуры "Ратник", под чьим бдительным оком и кулаками находится клуб, не отобрана. Неудивительно, что в охранные структуры берут кого попало — и бывших заключенных, и беженцев, и людей с темным прошлым и неведомой биографией.

Чьи вы, парни, будете?

На предмет кадровой политики автор попытался поговорить с директором развлекательного комплекса Дмитрием Сейфуллиным. Руководитель скандально известного предприятия в разговоре жаловался на то, что милиция не идет ему навстречу, не хочет устанавливать опорный пункт рядом со злачным местом. "Это наша беда, — сетовал на жизнь Дмитрий. — Помогите хоть вы, журналисты, — беспомощно разводил руками Дмитрий Александрович. — Что нам делать? В охрану, — жаловался директор, — никто не идет, приходится брать всех подряд. Я иногда сам дежурю, смотрю за порядком, потому что невозможно за всем уследить. Помогите, помогите навести порядок".

Прослушав плач невинного директора, автор отправился на встречу с избитым и не совсем еще оклемавшимся от удара Максимом. Здоровье его уже лучше. Но вот доверие к ночному заведению подорвано навсегда. "Никаких мыслей о мести я не вынашиваю. Конечно, люди, избившие меня, должны понести наказание. Если они будут разгуливать на свободе, то пострадать, как и мы с Тапани, может еще не один человек. Ведь все у них происходит безнаказанно..."

Почему им это сходит с рук

Так какова же схема избиения и ограбления людей?

Клуб "Карелия" действительно модное и популярное заведение. Неудивительно, что он притягивает к себе толпы и молодых, и немолодых петрозаводчан. Но по статистике избитых охраной людей, страдает в большинстве случаев зеленая молодежь, которая еще не может за себя постоять. В городе ходят упорные слухи, что ребят заводят в так называемую "комнату пыток", избивают, отбирают все ценное, деньги, пейджеры, мобильники, затем вышвыривают на улицу вместе с верхней одеждой, запугав до полусмерти. И когда избитые возвращаются через недолгое время в клуб вместе с милицией, администрация разыгрывает недоумение, а пострадавший не может опознать бивших его. Потому что состав охраны меняется и пострадавшие не могут найти среди охранников ни одного знакомого лица. "Отработавшие" кулаками уже на заслуженном отдыхе. Как говорится, сделал дело — гуляй смело. Если милиция и пытается в дальнейшем искать хвосты, то найти никого нельзя в связи с текучкой охранников. Выходит, шансы быть избитыми у молодежи все возрастают, а шансы быть наказанными у всякого отродья все убывают. А дети наши все подрастают. Так вперед, к светлому будущему!

P.S. По последним данным, двое из нападавших на данный момент арестованы и находятся в следственном изоляторе.

Имена и фамилии героев публикации изменены в интересах следствия.