Разъезд Онежский — самая южная окраина города. А по количеству жителей — самый маленький район — около двухсот человек. Местные жители себя считают, и не без оснований, самыми обделенными из петрозаводчан.
Их прежняя жизнь закончилась весной прошлого года. Тогда предприятие, десятками лет отапливавшее Онежский, было продано. 1 апреля котельная перестала давать тепло в квартиры. До начала нового отопительного сезона оставалось шесть месяцев. Городские власти обещали "решить вопрос с отоплением" к осени, затем — к началу отопительного сезона, потом — к 7 ноября...
К началу ноября, когда на улице уже лежал снег, обитателям замерзающих домов сообщили, что они будут отапливаться с помощью неких теплонакопителей, работающих на электричестве. Но при этом возникают сразу три проблемы: эти могучие приборы еще надо поставить; электрические сети разъезда не готовы к большим нагрузкам; как платить за неизбежно возрастающее при таком варианте отопления потребление электроэнергии, тоже не ясно.
А пока эти вопросы "не утрясены", гражданам выдали по одному якобы итальянского производства масляному обогревателю на квартиру. Один из таких обогревателей вышел из строя среди ночи. Струя раскаленного масла, вырвавшаяся из него, обожгла млеющую от наступившего наконец тепла кошку. От воплей несчастного животного проснулись хозяева. Если бы не это обстоятельство, как утверждают эксперты пожарной охраны, пожар был неизбежен.
Болезни, плесень в углах квартир, лопнувшие батареи и замороженные системы водоснабжения и канализации — последствия авангардной идеи с теплонакопителями.
Примерно в те же дни, когда получила ожог несчастная кошка, в Онежском начались наконец работы по прокладке силового электрокабеля. Тогда же, когда температура воздуха приближалась к двадцати градусам ниже нуля, обитателям разъезда выдали дополнительные нагревательные приборы. Из расчета по одному на каждую комнату квартиры, плюс один — на кухню, туалет, прихожую.
В жилищах онежцев стало несколько теплее. Зато как бодро начали крутиться диски электросчетчиков! Владельцы трехкомнатных квартир в Онежском только за электричество теперь должны заплатить около трех тысяч рублей в месяц. Это при тарифе 35 копеек за один киловатт.
Зато у онежцев теперь есть нечто поважнее каких-то неведомых теплонакопителей. Договор, который часть жителей разъезда подписали со Службой единого заказчика. Нет возможности да и необходимости тоже цитировать выдержки из договора на страницах газеты. Достаточно сказать, что его подписание делает местных жителей заложниками и вечными данниками СЕЗ. Цитата из представления прокуратуры города главе самоуправления В.Маслякову: "Фактически обязанности, возложенные законодательством на собственника муниципального жилищного фонда, не выполняются, предоставление необходимых услуг по теплоснабжению не производится. Кроме того, ряд положений текста договора нарушают права граждан".
Но тем не менее людей заставляют его подписывать. Методом не вполне гуманным, зато действенным. Тем, кто не хочет ставить свой автограф на этой бумаге, не выдаются обогреватели. Логика проста: холод — не тетка, померзнешь, подпишешь. Тот факт, что при этом в неотапливаемых квартирах выходят из строя системы канализации, отопления и водоснабжения, не останавливает руководство города. Кто, когда и за чей счет будет потом все это ремонтировать, не ясно. А может, никто и не собирается заниматься восстановлением? А тем временем: "В связи с длительным отсутствием отопления происходит постепенное разрушение и гниение жилых помещений, утрата товарной стоимости и ценности жилья как недвижимого имущества. Что свидетельствует о причинении гражданам материального вреда в крупных размерах" — цитата из официального документа.
Из городского бюджета, как явствует из слов руководителя Службы единого заказчика В. Загребина, произнесенных на общем собрании жителей поселка, выделены пять миллионов на восстановление систем отопления в Онежском. Все они уже освоены на прокладку силового кабеля. Денег на приобретение теплонакопителей нет. По его же словам, стоимость одного теплонакопителя — 20 тысяч рублей. Жители Онежского утверждают, что в коммерческой фирме они стоят 13 тысяч 800 рублей.
Стоимость модульной котельной, которая могла бы отапливать разъезд, — около трех миллионов. При таком варианте отопления налицо была бы явная экономия муниципальных средств. Но при этом варианте через руки чиновников пройдет меньше денег. Может быть, поэтому так активно онежцам и навязывается кабальный договор со Службой единого заказчика и теплонакопители вместо модульной котельной?