Общество Война на лестничной площадке

Игорь НИФАНОВ
№6 (349) 05.02.2003

Незадолго до новогодних праздников в Петрозаводском городском суде рассматривалось не совсем обычное уголовное дело. Подавший иск мужчина зрелого возраста обвинял своих соседей: инвалида второй группы на седьмом десятке — в нанесении ему побоев, а одинокую вдову в том, что она его оскорбила.

А начались "военные действия" на лестничной площадке еще в 1995 году, когда подавший в суд мужчина, назовем его Сергеем Ивановичем, переселился с семьей в дружный до этого пятиэтажный дом в одном из районов города. Переселился — и закончились в подъезде тихие дни.

До приезда Сергея Ивановича, говорят жильцы, не знали они таких бед, как спички, вставленные в замочные скважины, и залитые водой нижние квартиры. Жильцы дома в один голос говорят, что такими диверсиями Сергей Иванович вел с ними непрекращающуюся борьбу.

У Сергея Ивановича — своя правда. Он утверждает, что в конфликте с соседями именно он является пострадавшей стороной. Его семью третируют, терроризируют, угрожают расправой. И жить в одном доме с такими соседями Сергей Иванович не может. А потому еще в 1997 году он впервые обратился в суд с требованием защитить его. В подтверждение своих слов Сергей Иванович демонстрировал цветные фотоснимки, на которых изображена дверь в его квартиру, испачканная фекалиями, сломанный недружественными руками почтовый ящик, и рассказывал жуткие истории о телефонных звонках, многократно будивших его среди ночи.

Пятилетней давности суд не нашел никаких фактов, подтверждающих причастность к этим акциям соседей Сергея Ивановича, и его иск был отклонен. Однако, как утверждают жильцы дома, Сергей Иванович этим остался недоволен. В приватных беседах он, упирая на то, что является человеком влиятельным, обещал им многочисленные неприятности, вплоть до заключения недоброжелателей в тюрьме. Говоря проще, угрожал.

До 2 сентября прошлого года противостояние соседей было в основном психологическим, не переходящим в открытое столкновение. Но вот 2 сентября одна из жительниц многострадального подъезда, вернувшись с работы, не смогла открыть дверь в квартиру. "Замок замазан каким-то веществом" — цитата из судебного дела. Чаша терпения жильцов была переполнена. Убежденные, что это сделал Сергей Иванович, они собрались на импровизированную сходку тут же, у подъезда. Один из жильцов, пенсионер-инвалид, позже ставший ответчиком в суде, пригласил и Сергея Ивановича присутствовать на собрании.

Существует две версии происходивших далее событий. По одной — пенсионер ударил Сергея Ивановича по лицу, а соседка-вдова (та самая, чей дверной замок был испорчен) всячески оскорбляла. По другой, которой придерживаются подсудимые и шесть свидетелей, — никто Сергея Ивановича не оскорблял, а уж тем более не бил по лицу. Наоборот, говорят свидетели, он сам был взвинчен, излишне нервен, допускал угрозы в адрес пенсионера-инвалида, обещал "сгноить в тюрьме". А вдове и вовсе сказал, что "приложил руку" к смерти ее мужа, и пообещал, что вскоре и она последует за супругом.

Суд оправдал соседей Сергея Ивановича, который, кстати, хотел получить с них по 10 тысяч рублей в счет компенсации за причиненный ему моральный вред. Но война не окончена. Хотя она уже подорвала здоровье несчастной вдовы — многолетний конфликт с соседом сделал ее постоянным клиентом кардиолога и невропатолога. После всех этих событий у пенсионера-инвалида постоянно "скачет" давление. Теперь он лечится.

Да и прямой материальный ущерб от "партизанской" борьбы на лестничной клетке велик: после каждой диверсии с замком, говорит вдова, она вынуждена вызывать МЧС, чтобы взломать дверь (услуга платная), меняет замок, ремонтирует саму дверь и прочее, и прочее. Но бывшие подсудимые, оба — люди уже немолодые, ни за что не хотят взыскивать с Сергея Ивановича компенсацию за моральный и материальный вред. Им не хочется больше ходить в суд. Им нужен покой.

В истории этой есть только одна мораль: если вам повезло с соседями, говорите им чаще добрые слова и радуйтесь жизни... И ни в коем случае не превращайте мелкий незначительный конфликт в незатихающую войну на лестничной клетке. В этой войне нет победителей — только побежденные...