Передача "Черные лесорубы", показанная 22 марта на центральном канале РТР в цикле "Честный детектив", наделала много шума в Карелии. В правительстве создали рабочую группу, чья задача — проверить факты, оглашенные в репортаже московских журналистов. Факты поражают: авторы программы утверждают, что 20 процентов древесины в Карелии заготавливают нелегально, вырубка ведется без необходимых документов, однако "черные лесорубы" работают под надежным прикрытием.
Правительственная группа уже огласила результаты своей работы на пресс-конференции. Карельским журналистам было сообщено, что "утверждения, прозвучавшие в передаче "Черные лесорубы", не основаны на действительных фактах". Леса в Карелии охраняются, технику ввозят легально, власти активно борются с расхитителями лесного добра. Конечно, хищения есть, но они составляют всего 0,17 процента от объема заготовленной древесины.
В нашем правительстве уверены, что передача "Черные лесорубы" — чей-то политический заказ, и тем не менее по доброте душевной решили не подавать в суд ни на канал РТР, ни на автора программы журналиста Эдуарда Петрова. В то же время, как сообщил премьер-министр Карелии Павел Чернов, правительство уже связалось с руководством РТР, в адрес канала отправлено гневное письмо и дело не будет оставлено "просто так".
Комиссия забыла об одном очень важном условии любого разбирательства — необходимо дать право высказаться другой стороне. Фактически обвинив канал РТР и журналиста Петрова во лжи, чиновники забыли спросить у них, могут ли как-нибудь подтвердить свою правоту, не желают ли высказаться? Как оказалось, желают, и даже очень. На днях в "Губернiю" позвонил автор программы "Черные лесорубы" московский журналист Эдуард Петров. И мы взяли у него эксклюзивное интервью.
— Эдуард, как давно Вы занимаетесь журналистскими расследованиями?
— Мой послужной список весьма солиден. Журналистскими расследованиями я занимаюсь уже 11 лет. Начинал на авторском телевидении, затем работал на НТВ в известных программах "Времечко", "Сегоднячко", "Профессия — репортер". Затем перешел на РТР, где создал авторскую программу "Честный детектив", руководителем которой являюсь по сей день.
— Как возник замысел передачи "Черные лесорубы"? Кто подсказал вам тему?
— Тему никто не подсказывал. Проблема незаконной вырубки леса меня волнует давно. Я читал местные карельские издания и знал — нарушения есть. Однако по материалам прессы программу не сделаешь, надо ехать и смотреть на месте. И мы приехали в январе сразу двумя бригадами. Одна бригада снимала в Костомукше, другая — в Сортавале.
— И что удалось выяснить?
— Темой мы занимались не поверхностно, хорошо ее изучили за две с половиной недели. Мы встречались с руководством УБЭП в Петрозаводске. Разумеется, нам сказали, что в республике с лесом — полный порядок, никто ничего не ворует. Факты надо проверять, вот мы и занялись проверкой. Это только с виду все замечательно, но, стоило покопаться, тут же нашлись криминальные концы. Сейчас ваши власти говорят, мол, мы наснимали то, что хотели снять, подогнали факты. Однако мы ничего не придумали, все фиксировала камера. И действительно, на технику, которую мы показали в передаче, не было никаких документов. Клянусь, это правда. На таможне у водителя машины тоже не имелось необходимых документов.
— В репортаже прозвучала просто умопомрачительная цифра — 20 процентов древесины в Карелии заготавливают нелегально. Откуда у Вас такие данные?
— Эту цифру мне называли сотрудники ваших же правоохранительных органов. Понятное дело, они не могли повторить свои слова в объектив камеры. Я удивлен, как у вас люди напуганы властями! Ребята признавались, что им приходится скрывать истинные объемы хищений, занижать показатели. Но мы-то все видели своими глазами — нарушения есть и их много. Нам помогали местные жители, лесной отдел УБЭП. Кстати, после того как передачу "Черные лесорубы" показали по РТР, было много звонков из Карелии — зрители благодарили нас.
— Я процитирую слова заместителя премьер-министра правительства Карелии Юрия Пономарева: "Ни один факт, оглашенный столичными журналистами, не подтвердился, данные поставлены с ног на голову. Съемочной группе РТР были созданы все условия для работы, предоставлены документы, однако журналисты, похоже, снимали передачу по уже готовому сценарию".
— Ваших чиновников не устраивает то, что мы показали настоящую правду. А мы и не могли показать ничего, кроме правды. Я работаю на государственном канале, я — госслужащий. Может, где-нибудь и можно "заказать" передачу, но не на РТР. Ни на каких правительственных машинах мы не ездили, всюду передвигались самостоятельно — денег хватает. Мы ни с кем из ваших чиновников за одним столом не пировали и в банях не парились. Возможно, ваши власти привыкли именно так строить отношения со столичными журналистами, но не мы...
— Как руководство канала РТР отреагировало на протесты правительства Карелии? Что написано в письме, которое правительственная рабочая группа отправила в Ваш адрес?
— В том-то и дело, что карельское правительство не обращалось на РТР, никаких писем, никаких жалоб не поступало. О скандале мы узнали из местной прессы. Ваши чиновники просто пытаются обелить себя. И я возмущен, почему меня не позвали на пресс-конференцию по передаче "Черные лесорубы", которую проводила рабочая группа, созданная вашим правительством. Я бы объяснил, где, что и как снимали, откуда взялись цифры. Так ведь не пригласили же, хотя я и готов отвечать за свои слова! Ваши чиновники смешно выглядят, им нельзя верить. Они говорят одно, а ведь может так получиться, что скоро республика останется совсем без леса!
— Вы готовы защищать свою правоту даже в суде?
— Даже в суде! Мне обидно читать публикации в карельской прессе о своей передаче. Видно, что большинство ваших СМИ просто работают на правительство. Пишут о моих связях с неким олигархом, и меня это возмущает. Я ничего не придумал в передаче "Черные лесорубы", никому ничего не должен. И я готов отвечать за свои слова.
— Есть ли у Вас намерение сделать продолжение передачи "Черные лесорубы"?
— Если премьер-министр Карелии считает, что все, показанное в передаче, — ложь, я еще раз приеду и докажу. Тема леса мне по-прежнему интересна. Мы показали правду и за программу мне не стыдно. Я обязательно вернусь в Карелию.