"Хочется защитить депутатов от осмеяния, защитить сам институт парламентаризма... Но как можно помочь тем, кто сам того не желает? Парламентский "конструктивизм" превратился в заурядное соглашательство. Народные интересы защищаются ровно настолько, насколько это не угрожает депутатскому существованию. Не дай бог навлечь на себя гнев губернатора Катанандова. Так целый год в этом неудобном согнутом положении и прожили..."
"politica.karelia.ru", новости, 15 мая 2003
ЗА СОЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПЕЧАТИ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Сразу же после образования МинПИС занялся "кураторством" над газетами, судебным преследованием независимых СМИ, требованием возбудить уголовные дела на неугодных журналистов, участием в выборах в Пудоже.
Аппарат МинПИСа обходится налогоплательщикам в 6,5 миллиона в год, или в 34,5 тысячи рублей в месяц в расчете на одного сотрудника.
За новую структуру правительства, в состав которой вошел МинПИС, проголосовали 42 депутата. Против выступили Алексей Мосунов, Ирина Петеляева, Михаил Максимов, Наталья Азарова, Олег Фокин. Эти депутаты предложили вместо министерства печати и пиара создать "очень нужное республике министерство ЖКХ". Их не поддержали.
ЗА ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ БЮДЖЕТА 50 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ НА УВЕЛИЧЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА "ОНЕГО"
В реестрах акционеров банка разных лет значатся: вице-премьер по финансам А.Колесов, министр печати И.Зоточкин и другие властные и околовластные персоны. И стоимость акций, принадлежащих частным лицам, депутаты решили повысить за счет народных денег!
Как было заявлено с парламентской трибуны, банк "Онего" обслуживает личные интересы чиновников правительства. В нем брали ссуды на покупку квартир А.Колесов, С.Катанандов. На вопрос Ирины Петеляевой: "Кто те восемь человек, которые взяли в банке ссуды на квартиры, и под какой процент?" вице-премьер предпочел не отвечать.
На все согласное "согласие сорок" и мало что смыслящие в бюджетных таблицах и ипотечном кредитовании "профессионалы ХХI века" и тут проголосовали за. Против были 11 депутатов (среди них И.Петеляева, А.Мосунов, М.Максимов, Д.Алиханов, А.Андрейко, все 4 депутата от Кондопоги).
Предложение нескольких депутатов отдать эти 50 миллионов районам на подготовку к зиме было напрочь отвергнуто "сороками" и "профессионалами".
ЗА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН "О ГОССЛУЖБЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ"
Почти в два раза повышалась зарплата чиновникам, а также оплачиваемым депутатам ЗС (их, вошедших в список губернаторских избранников, в парламенте 18 человек). Жалованье депутата, работающего на постоянной основе, выросло с 12,5 тысячи до 23 тысяч рублей. В совокупности прибавка к денежному довольствию республиканской бюрократии обошлась народу в 40 миллионов. Главе республики устанавливалось пожизненное содержание независимо от возраста выхода в отставку.
Ирина Петеляева пыталась было взывать к совести народных избранников: "Вы же представляете здесь избирателей!". Но безуспешно.
За повышение зарплат чиновникам проголосовали 37 депутатов (в том числе все 18 оплачиваемых), против — 5 (И.Петеляева, М.Максимов, А.Мосунов, Д.Алиханов, В.Колоушкин), 11 депутатов отсутствовали.
ЗА ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММУ "АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ"
Правительство предложило приостановить действие (в наших реалиях это означает "отменить") нескольких социальных законов "в связи с тем, что в бюджете не предусмотрено их финансирование".
По этим законам все младенцы республики до 1 года получали бесплатное молочко, неработающий родитель ребенка-инвалида получал пособие не ниже минимальной зарплаты, из республиканского бюджета полагалась 1,5-рублевая дотация в расчете на 1 ребенка на школьное питание.
Депутаты А.Андрейко, А.Мосунов, И.Петеляева настаивали на сохранении прежней системы выплат. Они доказывали, что сокращать пособия незащищенным, ссылаясь на недостаток денег в бюджете, и одновременно увеличивать затраты на чиновников является цинизмом власти по отношению к жителям Карелии.
"Конструктивное" большинство молча выслушало коллег и проголосовало так, как ожидало от него правительство. Ряд социальных законов был приостановлен, количество льготников резко сокращено.
ЗА ВЫДЕЛЕНИЕ 3 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ НА "ПРЕМИАЛЬНЫЕ" НАЛОГОВИКАМ
Некоторые депутаты-бизнесмены устроили было торг с представителем налоговых органов: "Мы вам дадим 3 миллиона, а как вы с нами?"
Категорически против выступил Василий Попов (пока длился суд по отмене итогов выборов, он представлял интересы пудожан): "У нас что, деньги некуда девать? В Пудоже крыши валятся, а мы будем подкидывать налоговикам на безбедную жизнь? Они что, хуже всех живут? К тому же это федеральная структура. Разве у нас есть право финансировать федеральные структуры?"
Большинство все же "подкинуло" налоговикам 3 миллиона — куда денешься, если так решили в правительстве. В поддержку Попова голосовали 11 человек.
По нашим сведениям, позднее прокуратура наложила протест на это решение Законодательного собрания: финансирование федеральных структур из регионального бюджета запрещено.
ЗА ТО, ЧТОБЫ ЧАСТЬ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ НА РЕМОНТ КОТЕЛЬНЫХ, ОТДАТЬ НА ЮБИЛЕЙ ПЕТРОЗАВОДСКА
В результате 15 млн рублей добавлено на ремонт Национального театра, 5 — Онежской набережной в Петрозаводске. И, наоборот, "сняты" деньги с районных котельных: 12 миллионов — с котельной в Муезерке, 8,7 миллиона — в Пяозере и т.д. Депутаты последовательно отвергли поправки Михаила Максимова, Ирины Петеляевой и Алексея Андрейко, предлагавших направить деньги на сферу ЖКХ и школы-интернаты.
За то, чтобы деньги с котельных "перекинуть" на праздничные объекты, голосовали 34 депутата, против — только пятеро.
ЗА ВВЕДЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ СОВЕТНИКА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ С ЗАРПЛАТОЙ ОКОЛО 20 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
Депутаты не сомневались: должность создавалась под конкретного человека, которого нужно было трудоустроить. "Мне нужен мудрый советник", — обратился председатель ЗС Николай Левин к залу. Большинство согласилось, что Левину мудрости недостает, и отстегнуло из бюджета на содержание еще одной номенклатурной единицы. Против были М.Максимов, А.Мосунов, И.Петеляева.
Чтобы не высовывались
Василия ПОПОВА лишили депутатства с помощью суда. Поначалу ему пытались вменить в вину подкуп избирателей, но ни одного факта подкупа так и не было установлено. Тогда чересчур принципиального депутата "убрали" с такой формулировкой: газета "Губернiя" уделяла Попову больше внимания, чем его соперникам, то есть кандидатам были созданы неравные условия.
Если бы у нас было прецедентное право, в первую очередь недействительными были бы признаны губернаторские выборы — все помнят, сколько светился на телеэкране Сергей Леонидович. Во вторую — лишили бы мандата председателя ЗС Николая Левина, который был любимцем "Ники плюс", наезжавшей в Беломорск его поддерживать. В третью — Ларису Клейкову, любившую пить чай с бабушками своего округа, что, по ее убеждению, является подкупом избирателей (поначалу она требовала отменить итоги выборов в Пудоже на основании того, что Попов пил чай с местными жителями). И так далее. Но в Карелии, во всяком случае в Верховном суде РК, действует право беспрецедентное.
Михаил МАКСИМОВ, похоже, сидит в парламенте последние дни. Его выдворяют также с помощью суда. Суд предписал Законодательному собранию освободить Максимова от депутатских полномочий в связи с тем, что он мэр Лахденпохского района (на момент избрания федеральное законодательство позволяло занимать обе должности, потому мэр-депутат, выиграв около десятка судов, удержался на обоих стульях). Как выразился сам Максимов: "Подконтрольная исполнительной власти судебная власть указывает законодательной, что ей делать".
Наталью АЗАРОВУ тоже пытаются изгнать из стен парламента. Верховный суд Карелии решил: в связи с тем, что Азарова не вышла вовремя из депутатов Петросовета, освободить ее от статуса парламентария. Но 35-я статья Конституции запрещает депутату ЗС занимать "иные государственные и муниципальные должности", каковых Азарова не занимает. Остается ждать, оставит ли Верховный суд России решение карельских судей в силе.
Ирину ПЕТЕЛЯЕВУ по политическим мотивам не допустили к работе на постоянной основе в ЗС, хотя в предыдущем созыве она была одним из великолепных руководителей комитета — грамотным и дотошным (потому и не допустили). Позже выяснилось, что ее решили наказать безработицей. Петеляевой было отказано вернуться в родную петрозаводскую школу, где она до парламентской деятельности работала директором. Впрочем, без дела она не осталась, сразу же получив массу предложений.
Недавно пытались отдать под суд Алексея МОСУНОВА. Министр печати (не добавить ли: и пиара?) И.Зоточкин потребовал от прокуратуры привлечь депутата к административной ответственности за выпуск мини-газеты "Перевалка", где Мосунов регулярно отчитывался перед избирателями (к этому его обязывает закон "О статусе депутата"). Причина привлечения Мосунова — издание "Перевалка" не зарегистрировано. Однако такие незарегистрированные газетенки издают многие депутаты, но МинПИС написал ябеду именно на Мосунова.
Подавляющее большинство остальных депутатов чувствует себя прекрасно. Чего не скажешь об их избирателях. Но это — уже другая история...