Красота — это страшная сила. Какие уж тут вопросы. Это и дитю известно. Не совсем ясным остается лишь то, что, собственно, понимать под красотой-то? То, на что приятно смотреть, или то, что хочется потрогать? Женская красота должна возбуждать или успокаивать? Я не разобрался, потому спрашиваю.
Если конкурсы красоты являются критериями девичьего очарования, то возбуждение здесь даже не ночевало. Ровненькая, как палочка, без выпуклостей и изгибов, длинненькая, словно дождевой червячок в платьице — при виде подобного зрелища низменные инстинкты застывают в зародыше и не отсвечивают. Мы в музее движущихся фигурок. Восхитительные 90-60-90 чудо как хороши. Их можно запаять в рамку и повесить на стене Эрмитажа. Девчонки, хотите, чтобы вами восхищались, как "Бурлаками на Волге" или "Переходом Суворова через Альпы"? Скажи сексу нет! Только ненормальный способен завожделеть "Ивана-царевича на сером волке". Бедрам бой! Долой мягкие коленки и округлые плечи! Дефиле вытеснило филе напрочь. Вы прекрасны, как шедевры да Винчи. 90-60-90 сродни "Последнему дню Помпеи": красиво, прелесть, какая игра света и тени, какая динамика, а эта потрясающая линия бровей, ах!.. Все, довольно, насмотрелись, переходим в следующий зал.
Говорят, поэт с волейбольной фамилией Блок боготворил свою жену. Преклонялся перед ее красотой. И бегал в публичный дом, потому как не мог порочить такую прелесть такой пошлостью. Не смел посягнуть. Удовлетворял свои грязные желания на чем-то более уродливом. На том, что не жалко. Философ Бердяев сообщил человечеству, что, на его просвещенный взгляд, любовь лична, а секс, вишь ли, безличен. Дескать, влюбляемся мы в лицо, а для прочих утех эта часть тела не имеет практически никакого значения. И попробуй поспорь с философом. В темноте-то. Да с закрытыми глазами. А если еще под одеялом? При чем здесь лицо? Никакой конкретики. Простите, мэм, ничего личного.
Конкурсы красот диктуют моду. Глянцевый журнал проверяет степень вашего соответствия канонам. Со спины лишь обувь отличает настоящую современную красавицу от мальчика-пионера. Рост не меньше 170 сантиметров. Все остальные застрелились. Софи Лорен, Брижит Бардо, Джина Лоллобриджида, захватив с собой толстомясую Мерилин Монро, облившись слезами, уходят вязать и хлопотать по хозяйству. Рубенс отдыхает, Ренуар нервно курит бамбук в предбаннике, Кустодиев выброшен с корабля истории и тонет где-то в прибрежных камышах. Старые извращенцы. Жертвы Эдипова комплекса. И это они называли красотой! Ужасные, безвкусные, состарившиеся подростки. На картины которых столетиями засматривается мир. Жалкий, безвкусный мир.
Парни, мода воспитывает вкус. Мы поддаемся инстинкту и потом обнаруживаем себя в кроватях с кем-то мягким. О, нет! Это недоразумение. Попутал черт, алкоголь, предутренняя усталость. Ведь мы нормальные. Нам нравятся твердые и упругие. И, вообще, главное — это глаза. И интеллект. "Ах, почему все конкурсантки такие банальные?" Совсем сдурели, пацаны? Конкурс красоты — такое же единоборство, как перетягивание каната или спортивная ходьба. Мы же не ждем какой-то особой игры ума от борца сумо или метателя молота. И худых мы ищем не за-ради собственной радости, а в угоду лишь общественному мнению.
А может, я все и вру. Потому красота — есть вкусовщина сплошная. Мне лично нравятся мулатки. А еще белокожие, толстые и худые. Ну, и, конечно, брюнетки. Светлые такие брюнетки с огненно-рыжими волосами.
...Или огонь, мерцающий в сосуде?
Как известно, некрасивых женщин не бывает, а если они изредка и встречаются, то уж точно не в Петрозаводске, с недавнего времени ставшем поставщиком различного рода "мисс". В минувший четверг "Мисс Туризм России и Черноморья" петрозаводчанка Любовь Бабякина уехала на конкурс "Мисс Туризм мира". За очередной короной. Раз уж в Карелии так много красавиц, то, должно быть, и настоящих ценителей их красоты найдется немало. Мнением некоторых из них мы и поинтересовались на этот раз: "Где живут самые красивые девушки? Какой тип женской красоты наиболее вам симпатичен?"
Георгий ТЕРАЦУЯНЦ, руководитель академического хора ПетрГУ:
— Я не могу ответить на такой вопрос. Мне нравятся девушки вне зависимости от типа красоты, от принадлежности к какой-либо расе или национальности. Внешняя красота присутствует в каждом типе. Обаяние, лучистость глаз, ласка какая-то, которая есть в женщинах, — вот что главное. Простого ответа на ваш вопрос и не должно быть. Если вспоминать образы из мировой культуры, то мне нравится Ирен у Голсуорси. Вообще, у меня перед глазами образ женщины, которую я люблю, и мне трудно ее описать.
Сергей КОРОБОВ, программный директор радио "Мелодия":
— Трудно ответить. Скорее это северные девушки... Конечно, любой мужчина реагирует на идеальную журнально-обложечную красоту, я не исключение. Если же говорить о неброской специфической красоте, некий образец для меня — певица Алена Свиридова. Красота может исчезнуть в тот момент, когда я услышу, как девушка говорит — матерится или, например, скажет звонит вместо звонит.
Наталья ГАЛЬЦИНА, заслуженная артистка России:
— Я считаю, красота зависит от внутренних качеств человека. Злая женщина не может быть красивой: даже если у нее правильные черты лица, все равно что-то будет отталкивать. Доброта, ум, умение себя подать — в этом заключается красота. Я предпочитаю все-таки спокойный тип красоты: не Кармен, не страстная южная женщина, а скорее пушкинская Татьяна больше мне по душе. Я очень люблю длинные волосы, косы. Все ходят сейчас со стрижками, многим они идут, и все же я считаю, это мешает женственности.
Владимир БОРИСОВ, ведущий программ "Нашего радио":
— Если б я знал! Для меня самые красивые — те, которые рядом. Не знаю, где они живут, но часто бывают со мной. Красоту определяет множество факторов. Важнейшие из них для меня — как женщина пахнет, двигается, как разговаривает и о чем... Внешне девушка — не более чем объект природы, ею можно восхищаться, как картинкой. Если блюдо выглядит хорошо, это еще не значит, что оно вкусное. Чтобы сделать вывод о том, что женщина красива, необходимо с ней заговорить.
Алексей БАБЕНКО, художественный руководитель студенческого театра "Стены и мосты":
— У южных женщин более открытая и более темпераментная красота, которая быстро разгорается и быстро сгорает. Северная красота — спокойная и долгоиграющая. Настоящая красота — прежде всего душевная, и она может быть и на юге, и на севере, чтобы ее увидеть, надо хорошенько покопаться... Мой идеал красоты — это моя жена. Без комментариев. Особая черта, которая меня привлекает в женщинах, — открытый взгляд. Я не очень люблю женское кокетство. Я считаю, это своего рода защита от современного мира, от мира суеты, которую создают мужчины. Открытый искренний взгляд — противопоставление кокетству. Мне очень нравится актриса Одри Тату, сыгравшая главную роль в фильме "Амели". Нравилась Пенелопа Круз, когда она снималась у Альмадовара, — там это была божественная женщина. А в Голливуде от нее осталась только внешняя оболочка, которая сама по себе меня уже не так привлекает.