Общество Пятнадцать дней, которые отравили жизнь

Наталья ВИТИВА
№36 (379) 03.09.2003

Отель у помойки

Семья Никитиных (фамилия изменена, — Ред.) впервые в жизни решила организовать себе и своим детям комфортный отдых за рубежом в сказочной Турции. Несмотря на то, что петрозаводчане имели довольно скромный достаток, они не скупились на заветные путевки. Приобрели их в кредит в одной из местных туристических компаний, взяв ссуду в банке под 32 процента годовых. Пять путевок на 15 майских деньков им обошлись почти в 55 тысяч рублей.

Отдав по 450 долларов за каждого взрослого и по 200 долларов за ребенка, Никитины не жалели о деньгах. Они так долго обещали двум своим детишкам шикарный отдых с водяными горками, морем и различными развлечениями, что готовы были потратиться. И турфирма, с которой они заключили договор за 22 дня до поездки, расписала все прелести их четырехзвездочного отеля. В нем должны были быть несколько бассейнов и ресторанов, где кормят три раза в день, юниор-клуб, теннисный корт и многое другое.

Детвора читала договор, в котором прописывалось все это великолепие, как сказку. Поскольку выезжать в Турцию нужно было в начале мая, они сдали все зачеты в школе заранее и с чистой совестью отправились вместе с родителями отдыхать.

Когда наша страна отмечала День Победы, семья Никитиных вступила на турецкую землю. В аэропорту их встретил гид и на микроавтобусе повез в отель.

— Хороший у нас отель, правда? — спрашивали петрозаводчане гида. — С водяными горками?

— Нет, вы что-то путаете, — ответил турок. — Ваш отель не относится к хорошим. И никаких горок в нем нет.

Никитины поначалу не поверили. Но когда увидели отель своими глазами, не захотели выходить из автобуса. Убогий и обшарпанный, он находился рядом с какой-то помойкой, а вовсе не на берегу моря. К услугам его постояльцев был всего один небольшой бассейн, никогда не знавший, что такое водяные горки. Чтобы попасть к морю на довольно грязный пляж, нужно было пересечь автостраду, по которой носятся автомобили на огромной скорости.

В единственном на весь многоэтажный отель ресторане слыхом не слыхивали о шведском столе, полном всякой вкуснятины. Здесь кормили три раза в день как в шаолиньском монастыре — травой и макаронами. Причем за своей мизерной порцией нужно было еще и выстоять часок — очередь тянулась с четвертого до шестого этажа. Весь персонал отеля состоял из турецких подростков, не говорящих на русском языке.

Бесполезные советы

— Поняв, что за отдых нас ждет, — рассказали Никитины, — мы сразу же стали звонить директору нашей турфирмы. Удалось поговорить с ней только на следующий день. Она клятвенно обещала разобраться. Мол, ждите, к вам придет представитель фирмы и все решит. И мы стали ждать, поочередно дежуря в отеле.

Через несколько дней мы отправили в турфирму факс, в котором еще раз описали свои проблемы, но и это было безрезультатно.

Жизнь петрозаводчан стала невыносимой. В отель приехали несколько десятков турецких детей, для которых здесь был организован лагерь. Они плюхались в единственный бассейн прямо в сандалиях и наслаждались свободой вдали от родителей.

— В отеле, кроме русских и турецких детей, больше никого не было, — говорят петрозаводчане. — Иностранцы в него не ездят. Одна москвичка нам заявила: "Ну что вы все возмущаетесь. Сколько заплатили за отдых, столько и получите!" Выяснилось, что она за свою путевку отдала всего 110 долларов. А когда хозяин отеля узнал, сколько заплатили мы, сказал: "Да за эти деньги вы бы все лето жили здесь".

Разочарованные Никитины, имевшие на карманные расходы 130 долларов, вынуждены были самостоятельно покупать продукты и просить приготовить их в частной гостинице, находящейся по соседству. Детей-то как-то нужно было кормить. Они надеялись, что вернут свои деньги, когда приедут в Петрозаводск. Следуя советам специалистов, Никитины обратились к менеджеру отеля, чтобы он документально подтвердил, что их отель совсем не тянет на четырехзвездочный.

— Легко советовать горе-туристам, — говорят Никитины. — Мол, фиксируйте нарушение своих прав на месте. Если в отеле не меняли в течение всего отдыха полотенца — потребуйте справку у администрации апартаментов. Если гостиница расположена не в двух шагах от моря — припасите замеры от местных властей. Если вид вашего окна на помойку — потребуется фотография этой "экзотики" и письменное подтверждение работников отеля. К сожалению, в Турции не спешат прийти тебе на помощь. Гид, прикрепленный к нам, сразу же исчез после наших жалоб, а менеджер отеля заявил, что не может дать никаких письменных подтверждений: "Да меня же после этого уволят!" Так что обманутому туристу приходится совсем несладко. Единственное, что мы смогли сделать, — запечатлели окружающий нас бардак на снимках, собрали все квитанции, подтверждающие то, что мы неоднократно связывались с туристической фирмой, и взяли данные свидетелей — отдыхающих вместе с нами жителей Архангельска.

Облапошили дважды

Отмучившись 15 дней в Турции, петрозаводчане бросились осаждать местную турфирму. Ее директор возмущалась вместе с Никитиными и обещала, что добьется справедливости в московской туркомпании, подсунувшей ей этот отель. Прихватив папочку с фотодокументами, привезенными Никитиными, она попросила их немного подождать. Терпения Никитиных хватило на пару месяцев.

— Директор турфирмы сначала сетовала на то, — говорят Никитины, — что документы в Москве еще не получили. А потом заявила, что они потерялись. Получается, что нас облапошили второй раз. Из пухлой папки документов нам вернули всего несколько бумаг. К счастью, второй экземпляр договора, в котором описывались все обещанные услуги, остался у нас. Пришлось вновь звонить в Турцию и просить выслать кое-какие документы.

Сейчас Никитины вместе с городским отделом по правам потребителей готовят иск на туристическую фирму в суд. Они хотят вернуть половину стоимости путевок и требуют возместить им моральный ущерб. Больше Никитины не доверяют никому и надеются только на себя. А директор турфирмы заявила специалистам отдела по правам потребителей, что Никитины к ней ни разу не обращались со своими претензиями.

— Нам так стыдно, — говорят горе-туристы, — что мы сели в такую лужу. Единственный раз собрались всей семьей отдохнуть в Турции. Всю зиму строили планы — и такой печальный финал. За ссуду в банке нам еще долго расплачиваться. Но больше всего жалко детей — их постигло настоящее разочарование.