В этом есть даже что-то английское. Если, конечно, рассматривать Англию как образец приверженности традициям. Не секрет, что именно из традиций складывается история. И, кажется, сегодня посвящение остается единственной настоящей традицией нашего университета.
При желании можно, конечно, побрюзжать, что не хватает в этой процедуре какой-то ритуальности. Обрядности, что ли. Раньше хоть устраивали массовое шествие вниз по пр. Ленина, к стопам каменного Куусинена. На проспекте перекрывалось движение. Было в этом нечто значительное: город чувствовал, что пополняется новым поколением школяров. Сейчас все попроще да поскромнее. В середине месяца, когда все уже начали учиться... Прямо на ступеньках вуза с последующим перемещением в актовый зал — чтобы далеко не ходить... Может, немного скомканно... И все же хорошо.
Ущипните же меня. Мир словно законсервировался. Передо мной все те же силуэты в длинных, до пят, концертных платьях. И волшебник Терацуянц, подобно сказочному гному, движением рук управляет ими. И "тойвовцы" пляшут что-то национальное. И у руля все тот же Туровский. 21 год назад я, маленький и робкий, пришел в университет и был свидетелем практически той же картины. И студенты, в общем-то, те же. Разве что не нужно им на следующее утро тащиться в колхоз. Так, наверное, это и к лучшему.
И все же изменилось ли что-то в нынешних студентах? Говорят, в дипломе они теперь видят больше проку, чем прежде. Осмысленнее стало их желание учиться. На факультеты, считавшиеся раньше стыдными и не-престижными, народ повалил, как подорванный — с активностью и рвением. Больше 7 человек на место собирает сельхоз. Примерно столько же — у лесоинженеров. А ведь это факультеты, где 0,8 человека еще недавно считалось нормой. Традиционно дамский экономический уже лет 10 как стал раскрученным и вполне универсальным в половом отношении. Когда-то мы мечтали о свободных дипломах — насильственное трудоустройство в села томило нас. Теперь на финише все свободны. Мечта стала явью и приволокла за собой другие проблемы. Инженеры нынче востребованны и почетны, строители найдут себе применение, а филология, скажем, по-прежнему в массе своей удел мечтательных девиц, предпочитающих процесс результату. А еще, судя по статистике, пошел на спад юридический бум.
А так все те же они. Может, к английскому стали относиться серьезнее, чем мы. Да слово "модный", потеряв налет ироничности, обрело больше значительности. Открытость границ, MTV да журналы — больше не надо гоняться за фарцовщиками и верить, что Lee — это самые крутые джинсы. Бренд стал всерьез занимать даже интеллектуалов. А на смену общежитским дискотекам и посиделкам во "Фрегате" и "Северном" пришли ночные клубы.
В общем, по сути своей все, как и прежде. Кто-то поет в хоре, кто-то занимается в театре, кто-то играет в КВН и между всеми этими делами сдает зачеты с экзаменами. Жаль только великие универовские юморины канули в очень уж далекое прошлое.
...А вечером праздник плавно и ненавязчиво, согласно сценарию, перетек на дискотеку в "Миражи". Что, в общем-то, тоже уже стало традицией.