Криминал Преступный город

Дмитрий ГОРДИЕНКО
№5 (400) 28.01.2004

Скорость — одно преступление в час

С огласки неутешительных цифр началась пресс-конференция, посвященная криминальным итогам 2003 года. По словам городского прокурора Артура Парфенчикова, общее число преступлений, совершенных в столице республики в прошлом году, увеличилось более чем на двадцать процентов.

Преступный мир Петрозаводска стал более дерзким и жестоким. На 32 процента по сравнению с 2002 годом увеличилось в городе число особо тяжких преступлений и аж на 40 процентов подскочило число умышленных убийств (63 преступления). Почти в два раза — с 10 до 18 — увеличилось количество изнасилований. Вообще же сотрудниками правоохранительных органов Петрозаводска за год зарегистрировано 7095 преступлений: в среднем почти по одному в час.

Самым распространенным видом преступлений остались кражи — 1061 раз за год ворам удалось завладеть чужим имуществом, нераскрытыми остались 73 процента от их числа.

— В прошлом году правоохранительным органам Петрозаводска удалось стабилизировать ситуацию на улицах города, — отметил прокурор, — совершено 689 преступлений, а в 2002 году их было 636. Для сравнения: в 2001 году — 860, в 2000-м — 852.

По мнению А. Парфенчикова, отрадным стало то, что почти на четверть удалось снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. В прошлом году сотрудники правоохранительных органов провели серьезную профилактическую работу среди подростков, и результат не замедлил сказаться.

— Удалось отследить интересную закономерность: число бездомных подростков на улицах города по сравнению с предыдущим годом снизилось на 20 процентов (это произошло потому, что из семей и детских учреждений стали реже убегать дети), и почти так же (на 22 процента) снизилась подростковая преступность, — отметил прокурор.

Криминальные войны

В минувшем году в Петрозаводске резко увеличилось количество поджогов. По мнению сотрудников прокуратуры, это свидетельствует о том, что в городе начался очередной криминальный передел собственности. Более грозным подтверждением этого стали несколько убийств, которые можно причислить к разряду "заказных".

По оперативным данным, на территории города действуют семь устойчивых, хорошо организованных преступных группировок, контролирующих в основном мелкую и среднюю торговлю, частный извоз и — особенно — многочисленные "службы эскорта" (иными словами — подпольные бордели), нелегальную торговлю спиртом и сбыт наркотиков.

Парадокс, но заметная активизация "боевых действий" в криминальной войне вполне могла стать следствием... успешных действий правоохранительных органов.

— Не так давно за организацию похищения человека и поджог нами задержан лидер одной из преступных групп, в отношении еще четырех преступных сообществ в настоящее время расследуются уголовные дела, — сказал Артур Парфенчиков.

Ослабление позиций сразу нескольких "столпов" криминального мира не могло не привести к его дестабилизации, и — как следствие — к войне между оставшимися на свободе группировками: войне за освободившийся кусок собственности, ранее принадлежащий конкурентам.

По определению, само наличие оргпреступности подразумевает и еще одну страшную болезнь общества — коррупцию. Прокурор Петрозаводска признал наличие этого порока в городе и даже рассказал о некоторых итогах борьбы с ним.

— За год выявлено 73 преступления против государственной власти (взятки, злоупотребления служебным положением), но в основном это преступления рядового и среднего звена сотрудников милиции и мелких клерков других ведомств, — заявил Парфенчиков. — К сожалению, мы плохо умеем бороться с коррупцией. Это факт.

А ЖЭУ слушает да ест...

За год сотрудниками прокуратуры рассмотрены 1626 официальных заявлений от граждан.

Помимо этого, вынесено два постановления о привлечении к ответственности муниципальных предприятий ЖКХ, а 26 декабря главе местного самоуправления Петрозаводска внесено представление с требованием привести в порядок действующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

По жалобам горожан на необоснованно высокие жилищные тарифы прокуратура провела проверку, которая выявила весьма интересные вещи. В частности, в действующие сейчас тарифы в нарушение закона включены накопленные мэрией старые недоборы по выплатам, а также средства на содержание некоторых муниципальных учреждений.

26 января истекает срок, до которого мэрия должна отреагировать на прокурорское представление, и тогда, если следовать логике, некоторые из коммунальных тарифов должны быть понижены. Если этого не произойдет, ответный ход за прокуратурой, которая не намерена оставлять своих позиций.

Еще одна интрига разворачивается вокруг так называемой платы за капитальный ремонт жилья, которую с недавнего времени мэрия стала взимать с петрозаводчан.

— Сейчас наши сотрудники проводят проверку расходования средств из городского фонда капремонта. Есть информация о возможном нецелевом использовании этих денег, — заявил присутствовавший на пресс-конференции заместитель прокурора Петрозаводска Глеб Суржко.

Вообще же в минувшем году прокуратура Петрозаводска выявила 206 случаев нарушений законов в сфере экономики, в том числе одно преступление. Оспорено 28 правовых актов, изданных главой самоуправления Петрозаводска и горсоветом.

Постскриптум

Завершая пресс-конференцию, Артур Парфенчиков особо отметил усложнение условий, в которых прокуратуре приходится работать: постоянно меняющееся законодательство на практике зачастую приводит к абсурдным последствиям. Например, недавнее изменение в Уголовном кодексе, отнесшее хулиганство к категории преступлений частного обвинения (иными словами — оно теперь не является общественно опасным), или отмена понятия рецидива преступления при вынесении обвинения, по его мнению, откровенно играют на руку преступникам.

Тем не менее, по словам прокурора, сотрудники его ведомства будут делать все необходимое для обеспечения законности в городе и спокойствия его законопослушных жителей.

— Прокуратура — единственное ведомство, ведущее прием граждан без какой-либо предварительной записи и без всяких ограничений, — сказал Артур Парфенчиков, — и это правило будет сохранено.