Рассказать, что же в действительности происходит на птицефабрике, мы попросили первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Аллу Переверзеву
Как рассказала Алла Васильевна, проблемы начались в 1997 году, когда Сунская птицефабрика, будучи еще государственным предприятием, накопила 20 миллионов рублей долга и была признана банкротом. Было создано ОАО "Сунское". Но к тому моменту, когда акции ОАО стали продаваться, предприятие накопило новые долги — 18 миллионов. По официальной версии, покупателей на такое счастье не нашли, и фабрику передали Кондопожскому комбинату хлебопродуктов за долги перед ним. Комбинат, в свою очередь, продал акции птицефабрики ООО "Петроинвест" (опять же за долги), а ООО "Петроинвест" в счет тех же долгов передало акции предприятия ЗАО "Разгуляй-центр". (На вопрос: получил ли личную выгоду от этих перепродаж кто-то конкретно, наверное, могли бы ответить компетентные органы, но зачем? Вся страна сегодня так "перепродается" — прим. ред.)
Новый владелец принял решение о реконструкции ОАО "Сунское" с ее полной остановкой, о чем 17 декабря прошлого года и уведомил министерство сельского хозяйства и главу республики. Власти республики вышли к "Разгуляй-центру" со встречным предложением: провести поэтапную реконструкцию.
И минсельхоз, и коллектив птицефабрики осознают необходимость реконструкции, понимая, что оборудование физически очень устарело и приносит убытки. Условия же труда и вовсе неприемлемые. "Люди все понимают, но их нужно было собрать, рассказать, что и как будет делаться, — поясняет сложившуюся ситуацию Алла Переверзева. — Руководство "Разгуляй-центра" этого не сделало". И когда началось выбивание невакцинированного молодняка и птицы с яйценоской менее 30%, в коллективе началась паника, поскольку люди просто не понимали, что происходит.
Теперь "Разгуляй-центру" в течение двух месяцев поручено разработать два плана реконструкции предприятия: с полной и частичной остановкой, обеспечить работу котельной на весь отопительный сезон, после чего согласовать их с правительством РК и выйти к людям, объясняя им все предстоящие изменения.
"Конечно, какая-то часть людей уйдет в вынужденный простой, это неизбежно, — говорит Алла Васильевна. — Оставшимся без работы "Разгуляй-центр" обещал выплачивать 2/3 от среднего заработка. Если учесть, что средняя зарплата на птицефабрике порядка трех-четырех тысяч рублей, сумма получается, прямо скажем, небольшая, да и сомнения по поводу успеха дела, конечно, есть, — призналась Алла Васильевна, — но все птицефабрики, которыми занималось ЗАО "Разгуляй-центр", сейчас успешно работают. Значит, есть надежда и у Сунской".
Что же касается проблем с поставкой яиц, то их, по утверждению начальника отдела животноводства Владимира Луценко, не будет. "В Ленобласти находится Синявинская птицефабрика, которая только и ждет, что мы все загнемся, — рассказал Владимир Иванович. — Цены, естественно, будут выше, но проблем с яйцом не будет. От нас мало что зависит. Комбикорма постоянно дорожают, а своего зерна мы не имеем и на ситуацию повлиять никак не можем".
Мы — не дойные коровы
Почему закрывают Сунскую птицефабрику? У "Разгуляя" — свой ответ на этот вопрос. Он краток — 50 миллионов убытков за два года работы...
Собственник наконец выразил официальную позицию. По просьбе сайта "Столица" ее озвучил заместитель генерального директора ЗАО "Разгуляй-центр" Валерий Каторжнов
Он считает, что местные власти не должны рассматривать инвестора и собственника как дойную корову — законы рынка требуют иных взглядов.
"Разгуляй" принял Сунскую птицефабрику в плачевном состоянии. Основное оборудование имеет износ 90 и более процентов. Поэтому текущие затраты на ремонт увеличиваются нарастающими темпами. Холодильное оборудование устарело безнадежно.
Производство яиц здесь всегда было планово-убыточным и дотировалось различными способами. Однако с 2002 года размер дотаций постоянно уменьшается, а цены на сырье и энергоносители растут. За два последних года птицефабрика, говорит Валерий Каторжнов, принесла собственнику более 50 миллионов рублей убытка.
Сегодня выведение ее на безубыточную работу невозможно без коренной реконструкции. А реконструкция в режиме работающей птицефабрики требует более длительных сроков и увеличивает затраты, что делает подобный проект реконструкции нерентабельным. Сейчас проводятся подготовительные мероприятия, которые должны обеспечить остановку предприятия в течение двух месяцев.