Еще буквально года три назад дочь моя Ася просила меня стричься почаще. "Папа, это же 70-е", — с укоризной говорил ребенок, глядя на африканские заросли на моей голове. То ли побледневшая и возмужавшая Анджела Дэвис, то ли лев Бонифаций с человеческим лицом.
Еще три года назад 70-е казались странным, смешным эпизодом на заскорузлом теле Земли. Приталенные рубашечки в облипочку навыпуск, усы без бород, кучеряшки и, конечно, подметающий мостовую клеш. Мультик про бременских музыкантов слыл эталоном моды и стиля. Мужественные футболисты высшей лиги делали себе "химию" и надевали трусики покороче. А чего стоили тети в немыслимо потешных сапогах-чулках, в туфлях на платформе и в максимально возможных мини-юбках? А спортивные мастерки? А песни из индийского кино? А Сан-Ремо с Тото Кутуньо, с Аль Бано и Роминой Пауэр? А рок разной степени тяжести, доносящийся из новейших отечественных кассетников фирмы "Электроника"? Когда пионеры и комсомольцы на спор тягались, кто знает больше названий групп. "Смоки", "Спэйс", "Куин", "Кисс", "Дип Пепл", "Пинк Флойд" с ихней пластинкой "Тхе Вол", что в переводе означало "Стена". А безумие, вызванное пришествием в Белокаменную четырех черненьких, чумазеньких бониэмчиков? Еще недавно общественный разум вспоминал все это с оттенком легкого недоумения. Патлатые хулиганы с гитарами гремели для узкой группки стареющих вместе с ними фанов. Негры, поправ добрую память достославной Анджелы Дэвис, брились налысо. Сапоги-чулки казались безумством, клеш — безвкусицей, мастерки — пошлостью, индийские песни — дурью, а итальянское диско — далеким детством.
И вдруг, мама дорогая, они вернулись. Прижмите общественный разум к стенке, и он под пытками не перестанет повторять, что обожал клеш всю жизнь. Преклонение перед музыкантами 70-80-х вновь стало хорошим тоном. Ася слушает только их. Мне вновь разрешено не стричься. Мастерки возвращаются. Индусы зазвучали в ночных клубах. Негры отращивают волосы. И даже гимн Советского Союза, подобно героям Шварценеггера, совершил свой comeback.
Возвращается все. Включите телевизор: комбайны мчатся по золотистым колосьям, сталевары обтирают пот у мартена, боец отдает офицерам свою честь, счастливая мать улыбается в объектив телекамеры. На стенках вновь повесились портреты вождя. Возродился благоговейный ужас пред тайной полицией. Дружно взявшись за руки, возвращаются цензура с однопартийностью. Вернулись игрушечные депутаты и бесконтрольная армия... Ностальгия, господа.
НОСТАЛЬГИЯ. Быть может, именно это красивое, сентиментальное чувство и есть причина пресловутой спирали исторического движения. Устать и соскучиться, снова устать и снова соскучиться, только, может, на чуточку более высоком этапе технического развития. Ведь уже сейчас, плохо отдавая себе отчет в этом, мы скучаем по музыке 90-х, размахаистым футболкам и августу 1991-го. Сентиментальные мы все-таки существа. Трогательные.
Не жалею, не зову, не плачу
Кто-то из нас вспоминает о прошлом с тоской в глазах, кто-то рад, что прошлое ушло из его жизни навсегда. Испытывают ли ностальгию по дням минувшим известные петрозаводчане? По чему тоскуют и согласны ли они с тем, что прошлое возвращается — об этом наш очередной опрос.
Владимир ГАНИН, начальник пресс-службы УФСБ по Карелии:
— Не люблю ностальгических размышлений и настроений. В одну воду дважды не входят. Так зачем о чем-то жалеть? Человек, который живет прошлым, обречен на забвение. Я лично устремлен в будущее. Зеркального повторения прошлого не бывает. Поэтому и бояться его не стоит.
Владимир КУРАЕВ, главный врач стоматологической поликлиники Петрозаводска:
— Как таковой ностальгии по прошлому я не испытываю. Да, тогда была какая-то определенность. Я знал, что будет с моей семьей. Мог спокойно отправиться в отпуск, не думая о каких-то проблемах с деньгами. Я знал, что государство меня защитит. И вот этого чувства определенности сегодня многим не хватает. По нему и тоскуют. Хотя человек способен приспособиться к любым условиям жизни. И он приспосабливается, как может.
Прошлого не вернуть. Время развивается по спирали. Вот только какой виток оно сделало сегодня — выше (прогресс) или ниже (деградация), я пока не разобрался.
Сейчас идет централизация власти на всех уровнях. Хорошо ли это? Каждый решит для себя сам. Но демократией сегодня и не пахнет.
Евгений БАЛАЛАЕВ, директор-распорядитель "Творческой мастерской":
— Постоянно. Испытываю ностальгию по замечательной поре юности, дивным 70-80-м годам, когда я формировался как личность. Тогда не было таких замечательных возможностей, как сегодня. Не было открытости и свободы. Нам приходилось постоянно самоутверждаться, завоевывать позиции благодаря собственной инициативе и вере в то, что ты делаешь любимое дело.
Есть ностальгия по добрым человеческим отношениям, которые раньше существовали и на работе, и в семье. Не хватает той открытости, роскоши человеческого общения. Сейчас-то все закрыты в своих норках, занимаясь выживанием.
Думаю, что прошлое понемногу возвращается. Люди задохнулись от вседозволенности и доступности того, что раньше было для нас тайной за семью печатями. За последние годы мы накушались запретных плодов. Даже если судить по театру, заметно, что публика устала от абсурдизма. Поэтому и наш новый спектакль "Очень простая история", притча о добре и зле, рассказанная наивным языком, находит искренний отклик в душах людей. К этому мы и должны вернуться.
Иван АНИКИЕВ, зам. начальника отдела по борьбе с организованной преступностью ЦУ МВД:
— Надо жить будущим, а не прошлым. Что было хорошего-то? Очереди за сигаретами. Развиваться надо, работать каждому на своем месте. Мы не должны ностальгировать. Всегда нужно стремиться к лучшему. Хотя для наших стариков прошлое, конечно, было хорошим. Это — их молодость, их пора надежд.
Возвращается ли прошлое? На данном этапе невозможно вернуть 37-й год. Сейчас не то время, чтобы в одних руках сконцентрировалось столько власти. Я не верю в то, что диктатура повторится.
Наталья ВАВИЛОВА, директор Музея изобразительных искусств:
— Ностальгия мне не присуща. Я воспринимаю каждый день как подарок. Живу и радуюсь жизни, позволяющей мне сделать так много хороших дел.
Мудрые говорили: все возвращается на круги своя. Наша жизнь циклична. Без прошлого не может быть настоящего, без прошлого и настоящего — будущего. Мы должны сохранить добрые традиции, без которых, например, развитие искусства невозможно.
От всего, что было в нашей жизни плохим, люди постепенно отказываются. Думаю, в будущем нас ждет только хорошее. Сожалеть ни о чем не стоит.
Опрос провела Наталья ВИТИВА