Криминал Родила себе смерть

Илона РАДКЕВИЧ
№20 (415) 12.05.2004

В тот день Анна Васильевна проснулась от внезапного звонка в дверь. Было всего 8 часов утра. Желанные гости в такое время — редкость.

— Мать, открывай, — послышался из-за дверей знакомый голос.

Визит сына в столь ранний час ничуть не смутил женщину. Спросонья она даже не заметила, что Александр что-то прятал за спиной. Она впустила его в квартиру, а сама вернулась в комнату. Александр направился следом. Дождавшись момента, когда они оба были в комнате, он замахнулся и опустил на голову матери топор. Анна Васильевна упала, но не лицом вниз, как того ожидал Александр, а на спину. Уже не живые глаза матери смотрели прямо на него. Тогда он опустил топор еще два раза. Накинув на труп матери одеяло, Александр кинулся искать деньги.

Он перерывал ее белье, выбросил из ящиков документы, но денег не было. Тогда он схватил мамин кошелек. В нем оказалось всего 500 рублей. Это было совсем не то, что ожидал найти Александр, однако пришлось довольствоваться малым. Приглянулся ему и лежащий рядом сотовый телефон.

Не торопясь Александр закрыл комнату матери на ключ, захлопнул входную дверь и пошел гулять. Топор выбросил по дороге. Дело было сделано, но столь незначительная добыча бесила. Чтобы хоть как-то выпустить пар, он разломал сотовый телефон, 500 рублей превратил в дозу героина и, уже почти успокоившись, вернулся к своей сожительнице Светлане, тоже наркоманке.

Накануне ночью они сидели вместе на кухне, заправлялись героином. О том, что утром Александр собирается наведаться к матери, не было и речи. Когда Светлана задремала, Александр еще посидел, собрался с мыслями, взял топор и уже через несколько минут стоял у дверей маминой квартиры. Как выяснится позже, деньги Александру нужны были не только на дозу героина. У него скопился приличный долг за наркотики — 30 тысяч рублей. Эту сумму он и надеялся найти в квартире матери. Только спустя три месяца Александр признается, что мысль убить мать возникла у него примерно за неделю до случившегося.

Героин в семье

Александр рос вполне благополучным ребенком. Вместе с родителями и старшим братом Олегом жил в Крыму, хорошо учился. Увы, отец был человеком вспыльчивым, часто оскорблял мать. Когда лопнуло терпение, Анна Васильевна собрала вещи, снарядила детей в дорогу и уехала к сестре в Сортавалу.

Александр окончил школу, пошел работать, а через несколько лет оказался в армии, где и пристрастился к наркотикам. Два года пролетели незаметно, оставив Александру в наследство "гордое" звание — наркоман. Это обстоятельство не помешало молодому человеку обзавестись семьей, но семейной идиллии не получилось. Несколько лет в квартире жил еще один "полноправный член семьи" — героин. Жена и сын не смогли заменить Александру наркоту. Мужчина нигде не работал, и семье приходилось перебиваться случайными заработками. Помогала и Анна Васильевна. Однако, так и не найдя выхода из сложившейся ситуации, супруга Александра подала на развод.

За что, сынок?

Привыкший к спонсорской помощи мамы, Александр ничего не собирался менять в своей жизни. Ему давно не нужно было ни о чем думать. Анна Васильевна снимала для него и его сожительницы квартиру в том же подъезде, где жила сама. Александр в любой момент мог подняться к матери за сотней-другой рублей. Знал: отказа ему не будет. Известие о том, что Анна Васильевна собирается перестать платить за съемную квартиру, прозвучало как гром среди ясного неба. Женщина решила подумать и о себе: скопить денег и купить себе норковую шубу. Александр пришел в ярость. Он накричал на мать. Позже Анна Васильевна пожаловалась сестре, что Александр требовал купить ему машину.

В день убийства решил навестить свою мать и старший сын Олег. Но в отличие от Александра ему уже никто не открыл. Не отвечала Анна Васильевна и на телефонные звонки. Забеспокоившись, Олег позвал свою тетку, у которой были запасные ключи от квартиры. Едва приоткрыв дверь, родственники сразу заметили многочисленные пятна крови по всему коридору. На полу лежало пропитанное кровью одеяло, а под ним — мама. Лицо женщины было изуродовано тремя глубокими рублеными ранами. Вокруг царил беспорядок: на полу возле шкафа, на диване в беспорядке лежала женская одежда, рядом валялись ящики от комода, на кресле — желтая картонная коробка с документами, а на комоде — роковой кошелек.

Через несколько часов Александра задержали.

Встать, суд идет!

На суде Александр полностью признал свою вину. Но вот что удивительно: Александр категорически отрицал, что убил мать из корытных побуждений: 500 рублей и мобильник — не слишком большая нажива. Он вообще не мог объяснить, зачем он решился на убийство, но поспешил уверить суд, что полностью раскаивается в содеянном.

Человека, убившего свою мать, вряд ли можно назвать нормальным, но судебно-психологическая экспертиза показала: Александр был абсолютно вменяем в момент, когда опускал топор на голову мамы. Преступление признали корыстным и умышленным.

Александр уверял суд, что примет любое наказание, но когда прозвучал приговор, память молодому человеку стала изменять. Он решил, что 17 лет в колонии строгого режима за убийство матери — слишком суровое наказание, и подал апелляцию в Верховный суд России.

Р.S. Имена действующих лиц изменены.