
В начале 80-х, когда Костомукша только начинала строиться, те, кому удавалось побывать там, испытывали культурный шок. Город строили финны. А поскольку за границу советских людей выпускали тогда, мягко говоря, неохотно, то Костомукша стала неким западным оазисом среди диких карельских болот. Потом, правда, финны уехали, и дальше надо было разбираться как-то без них. А это нашему брату непросто. В 90-х шли разговоры, что городок стал увядать, чахнуть и разваливаться. Что скоро ждет его общая наша участь. Что ни чем он уже, в общем-то, не отличается от всей остальной нашей нелепости. Но, кажется, слухи оказались несколько преувеличенными.
Костомукша – городок небольшой. Тридцать три тысячи населения. За полчаса можно обойти. И на 33 тысячи людей приходится 16 тысяч автомобилей. Практически по машине на каждого второго гражданина, включая грудных детей. Больше того, этого местной публике недостаточно, а потому в городе функционирует еще и 13 фирм такси. За 20-30 рублей таксисты перевозят костомукшан с места на место, дабы не утруждали они себя утомительными пешими переходами. Видимо, при среднемесячной зарплате в 8 240 рублей народ может себе позволить подобные европейские "излишества". И вот ведь парадокс какой – пробок на улицах города почему-то нет.

Вообще Костомукша производит на приезжего очень славное впечатление. То ли потому, что городу всего 20 лет и тлетворное влияние нашего "глуповского" характера еще не успело превратить его в обычную Кемь. То ли дело в том, что его закладывали наши финские соседи. А, может, просто населяют его не совсем обычные россияне. Но в любом случае сегодня Костомукша – самый современный, самый строящийся и самый благополучный город Карелии. В отличие от других районных центров республики здесь не только нет угрозы безработицы, а, напротив, уже сейчас ощущается нехватка специалистов. Даже с демографической обстановкой здесь все в порядке – рождаемость превышает смертность.
Современные дома, приличные магазины, продвинутые закусочные, достойный Дом культуры. И даже больница доставляет своим видом эстетическое удовольствие. Особенно после сортавальской душегубки, после фельдшерских избушек в районах да после ужасов забытой богом и властью столичной БСМП. Только за последние два года в Костомукше открылось около десятка новых магазинов. Строится гостиница. Того гляди откроется отделение известного на весь мир шведского мебельного предприятия IKEA. Наконец-то найдено применение недостроенной и давным-давно заброшенной фабрике нетканых материалов. Руины удалось продать финнам, и теперь там будут собирать комплектующие для телефонов Nokia. Началось строительство нового микрорайона по финской технологии – без централизованного отопления, что и экономичнее, и разумнее. И, наконец, впервые за последнее время со 100-миллионной прибылью завершил год кормилец и поилец костомукшан – горно-обогатительный комбинат (ГОК).

По прекраснодушному убеждению гоковского руководства, роль комбината в жизни горожан трудно переоценить. ГОК авансирует город по платежам за теплоэнергию. Выделяет 13 миллионов в год на содержание Дома культуры "Дружба", что дает возможность костомукшским детям бесплатно заниматься в кружках и секциях. Спонсирует чуть ли ни все культурные начинания города. В этом году комбинат финансирует открытие нового двухмиллионорублевого монумента к Дню Победы. Не говоря уж о том, что средняя зарплата на ГОКе более 10 тысяч рублей в месяц. А ведь там работает пятая часть населения города.
По словам директора по социальной политике комбината и одновременно председателя местного Горсовета Вячеслава Шаповала, социальная программа комбината составляет 98 миллионов рублей в год. Неработающим пенсионерам (а таких на комбинате более полутора тысяч) ГОК добавляет по 250 рублей к пенсии. Всем работникам оплачивается две трети стоимости путевок в городской профилакторий. И, кроме того, 20 путевок ежемесячно раздаются бесплатно. Триста детей тружеников ГОКа должны в этом году за полцены отправиться на отдых в Ялту. Всем, кто впервые женится, ГОК выдает по 10 тысяч рублей на обустройство личной жизни. Матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, комбинат увеличил пособие с 3 до 6 тысяч. А еще местное радио в передаче "Радио-десерт" занимается тем, что поздравляет работников комбината с днем рождения. В день человек по 20 набирается. Мне как раз довелось услышать поздравления Бушу. Простому костомукшскому труженику Юрию Рудольфовичу Бушу.
Кроме того, памятливые "карельские окатыши" возобновили на своем предприятии такие забытые методы стимулирования труда, как социалистическое соревнование, переходящее красное знамя и доска почета. Только чуть изменили названия. Соцсоревнование теперь называется трудовым соперничеством, а в характеристике знамени убрали слово "красное". Оно у них теперь просто переходящее и цветом бордовое. Интересно, что после внедрения старых новинок производительность труда на комбинате подпрыгнула на 7%.
В этом удивительном городе дворники убирают подъезды. В счет квартплаты. Как и положено повсюду, но нигде, кроме Костомукши, не делается. Квартплата при этом не маленькая, но по местным доходам терпимая – к примеру, два человека платят за трехкомнатную квартиру 1750 рублей в месяц. По словам костомукшского мэра Михаила Юринова, за последний год им удалось найти способ удешивить содержание жилищно-коммунального хозяйства на 30 миллионов рублей. Просто исключили из структуры ЖКХ убыточные подразделения — такие, как автотранспортные перевозки и строительные услуги. Теперь этими вопросами занимаются более дешевые частные предприятия.
Туристические слеты, водные ралли с жуткими прыжками с водопада, традиционные рок-фестивали, круглосуточные бары – в общем, самый молодой город Карелии живет вполне насыщенной жизнью. Не забывают туда наезжать и "звезды". Правда, последний концерт Верки Сердючки сорвался. Хотя уж и все билеты были распроданы. Но разведка донесла, что Сердючка собирается прибыть фальшивая, а это, согласитесь, ни в какие ворота не лезет. А еще, говорят, в костомукшских гостиницах не прописывают местных жителей и без штампа в паспорте мужчину и женщину в один номер нипочем не поселят. Да и верно. Где соцсоревнование, там и нравственность должна быть на высоте.
Озеро, из которого берет воду Костомукша, – одно из самых чистых в Карелии. Лес, в котором запросто можно собирать грибы с ягодами, находится практически в черте города. Странно все это уживается с тьмой машин и продвинутой современностью. Но уживается. Многие костомукшане легко позволяют себе ездить в близлежащую Финляндию прошвырнуться по магазинам. И при этом есть достаточное количество недовольных. Потому как, если сравнивать себя с типичными карельскими городами-инвалидами, Костомукша явно опережает их на несколько десятков лет. Но хочется-то равняться на что-то более цивилизованное. Скажем, в ближайшем к Костомукше финском городе Вуокатти есть и бассейн, и подземная лыжная трасса, и 4 трамплина, и ледовый зал. А в самом европейском из карельских городов имеется только хоккейная коробка. Да в спортивном ангаре "Гипруда" впервые за 14 лет отремонтировали наконец пол.
А еще рядом с одним из самых классных костомукшских супермаркетов на фоне доброй сотни припаркованных таксомоторов имеется замечательная лужа. То, чего никогда не встретишь ни в каком их хваленом Вуокатти. Своя. Родная да посконная. Почти как в гоголевском Миргороде. Такая же, как в любом настоящем русском городе. Ежевесенняя и ежеосенняя. Непролазная и глубокая. Стоя на ее берегу, как-то успокаиваешься и понимаешь: все в порядке – я дома.