
Главная страшилка закона о льготах не в том, что они меняются на деньги. Хуже то, что забота о ветеранах труда перекладывается отныне на регионы.
Когда закон только приняли, бедные регионы еще не успели осознать масштаб финансовой трагедии. Догадывались, конечно, что будет трудно. Сергей Катанандов сразу сказал: "Есть основания предполагать, что замена льгот на денежные компенсации станет слишком обременительной или даже непосильной для республиканского бюджета".
Когда же сделали первые подсчеты, цифры оказались печальнее, чем предполагалось. Вдобавок выяснилось, что помощи от Москвы не будет: сумма федеральных субвенций Карелии заложена на 2005 год такая же, как и в этом.
А потому в недрах карельской власти зреет очень непопулярное, но вынужденное решение. Как сказал председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Николай Зайков: "Нет другого выхода, кроме как менять законодательство, ограничивать льготы. Шаг придется сделать решительный". В чем конкретно состоит этот шаг, Николай Николаевич дать ответ не осмелился, лишь трагично вздохнул. Он был похож на человека, который должен сказать кому-то о постигшем его горе, но не может — пусть другие скажут...
Другой депутат согласился рассказать, какие решения зреют во властных структурах, но с условием: его имя не должно звучать в прессе.
— Скажите, это правда, что ветераны труда Карелии могут остаться без льгот и без компенсаций?
— Совсем без всего не останутся. А вот сколько получат — пока вопрос. Сначала будет обозначена сумма, которую мы в состоянии выделить на обеспечение льгот, а потом, исходя из этой суммы, решаться, сколько и чего получат "региональные" льготники (о "федеральных" голова не болит, поскольку они будут финансироваться Москвой через Пенсионный фонд). То есть ножки будут протягиваться по одежке, которая пока еще не "скроена". Предварительные цифры показывают, что мы не только 450-рублевый, но даже 150-рублевый "обязательный социальный пакет" едва ли сможем обеспечить.
— "Обязательный социальный пакет" — это только добавка к ежемесячной денежной компенсации, которая полагается вместо льгот. А что насчет самой компенсации? Каков будет ее размер? Или наши льготники будут по-прежнему получать натуральные льготы?
— Пока ничего не ясно. В любом случае, о том объеме льгот, который имеют нынче ветераны труда, не может быть и речи.
— Останется ли 50-процентная скидка по квартплате для ветеранов труда?
— В 2005 году льготы по ЖКХ еще останутся. А вот потом будут отменены.
— Потом — это с 2006 года?
— Решать будет Госдума. Вопрос пока открыт. Но карельский бюджет точно не в состоянии покрывать 50-процентную скидку за коммунальные платежи.
— Однако не покрывать нельзя: есть закон. Ветераны пойдут в суд...
— Поэтому необходимо принимать политическое решение. Первое: прекратить присваивать новые звания. Второе: может быть, вообще приостановить действие закона о ветеранах Карелии. У нас практически все пенсионеры — ветераны труда. С каждым годом их все больше, так как население стареет. А если учесть, что с 1 января мы должны повысить на 20% зарплату в бюджетной сфере, тем более не ясно, где взять деньги. Все понимаем, что идем в тупик.
— Кто же решится выступить с такой инициативой — отменить закон о ветеранах труда?
— В условиях назначаемости глав регионов, кроме главы республики, — некому: губернатору не избираться, а с депутата избиратели спросят, ведь большинство голосующих — пенсионеры.
— Есть мнение, что деньги на льготы можно найти, если сократить расходы на госуправление, не вбухивать их в дорогостоящие имиджевые объекты — такие, как набережные, театр за 280 миллионов...

— Ветеранов труда в Карелии порядка 250-300 тысяч. Даже если дать им по тысяче в месяц, получится под 300 миллионов ежемесячно. Так что никакая экономия не поможет. Выход видится один: приостановить действие Закона "О ветеранах труда Республики Карелия".
— Вы говорили, что никто из депутатов не решится предложить законопроект об отмене льгот ветеранам труда. А решатся ли они проголосовать за него?
— Если голосование не будет тайным, может случиться так, что впервые депутаты нынешнего созыва проголосуют против инициативы губернатора.
Как бы ни было трудно, закон о монетизации для Карелии благо
Лев Шустов, замминистра экономического развития РК:
— В последние годы льготы в Карелии обеспечены финансированием примерно на 40%. Недофинансирование привело к упадку транспорта — не только городского, но и пригородного железнодорожного, водного, воздушного. Мы имели извращенную картину экономики транспорта. Это экономическое извращение выражалось еще и в том, что страдали не только транспортные предприятия и сами льготники, но и те, кто льгот не имел. Потому что на них, добросовестных плательщиков, перекладывалась часть недополученных средств за льготные перевозки. То же — ЖКХ. ЖКХ вынуждено было повышать тарифы. В итоге льготники недополучали, предприятия терпели убытки и плохо было тем, кто нормально платил.
Несмотря на то, что монетизация льгот ложится дополнительной финансовой нагрузкой на бюджет, это, с точки зрения "правильной" экономики, все равно лучше, чем натуральные льготы. Другой вопрос — какова будет сумма льгот и где изыскать средства.