
Ссоры детей — привычная картина в любой семье. Часто родители даже не обращают внимания на такие раздоры, а напрасно...
Андрей и Володя Зорины никогда особо не ладили. Отстраненный, высокомерный, нелюдимый — говорили об Андрее окружающее. Страшные эпитеты для семнадцатилетнего парня. Он забывал причины ссор с братом, но долгие годы копил обиду.
Во время очередного раздора старший ударил младшего по носу. Тогда младший схватил нож. Не появись вовремя отец, история могла бы закончиться очень плохо. Впрочем, через полгода трагедия все же случилась.
— Спи теперь с открытыми глазами, — прошипел Андрей брату, когда отец отобрал у него нож. — Я все равно тебя убью.
Володя попытался успокоить брата, но тщетно. Ночевать домой он не пошел, и потом не раз жаловался своей знакомой, что боится оставаться ночами дома.
1 декабря прошлого года братья снова поссорились. Они выяснили отношения, и Владимир с родителями пошли спать...
Андрей дождался, когда все уснут, надел рукавицы, взял топор и вошел в спальню. Мысли одержимого местью Андрея были настолько заняты расправой над братом, что он даже не подумал: в этой же комнате, на соседней кровати спит и его отец.
Двух ударов топором оказалось недостаточно — Вова захрипел, слез с кровати и пополз к выходу. Но младшего брата было уже не остановить. Он добил своего обидчика несколькими ударами в голову, шею, плечи.
От шума проснулся отец. Через несколько секунд Андрей опустил топор на голову собственного родителя. В соседней комнате проснулась мама, и убийца направился к ней. Несчастная женщина даже не успела понять, что этот человек с топором — ее младшенький: так быстро на ее голове оказались четыре рубленые раны.
А где-то в квартире еще дышал тот, из-за кого все началось. Володя успел доползти только до порога спальни. Еще несколько ударов топором — и в квартире все стихло.
Первой мыслью Андрея было — покончить с собой. Он взял нож, но убить себя оказалось сложно: ударил несильно, только поцарапался. Потом появилась идея — выдать случившееся за нападение на квартиру неизвестных людей. Подросток ударил себя поленом по лицу, разбросал вещи, переоделся, спрятал найденные деньги и пошел к соседу, которому и рассказал о нападении.
Но не прошло и полдня, как история Андрея рассыпалась. Его арестовали. Свою вину парень признал только отчасти. Убеждал суд, что убийство родителей в его планы не входило и он вообще не помнит, как все произошло. Раскаивается в том, что убил маму и папу, а вот о смерти брата не сожалеет...
Ближайшие семь лет Андрей проведет за решеткой.
Р. S. Фамилия и имя подростка изменены. Помощь в подготовке публикации оказала прокурор отдела Прокуратуры РК Екатерина Хомякова.
Убивают просто так
— За последние годы в Карелии увеличилось и продолжает расти число подростковых преступлений, — говорит заведующий отделом судебно-психиатрической экспертизы психоневрологического диспансера Агаси Кизирян. — Это страшно. Подростки все чаще совершают жестокие, безосновательные убийства.
Группа несовершеннолетних среди ночи охотилась на пьяных горожан. Их били до тех пор, пока люди не умирали. Били просто так. Другая группа подростков убивала бомжей, без причины. Был случай, когда 13-летний парень изнасиловал и убил девушку. Он избежал наказания — малолетка. Все эти подростки были признаны психически здоровыми.
— Мы проверяли одного паренька-насильника, на счету которого несколько нападений на девушек с топориком. Он был абсолютно вменяемым, — говорит Агаси Георгиевич. — К преступлениям готовился, пытался скрыть следы. Психически больной человек так не поступает. То же самое и в случае с Андреем Зориным, о котором вы пишете. Мальчик все тщательно продумал, хорошо подготовился, даже попытался инсценировать нападение на свою квартиру, сам себя ранил.
В беседах с психологом Андрей рассказал, что убил маму с папой, опасаясь за свою жизнь. Он понимал: родители не оставят безнаказанным убийство старшего сына.
Андрея Зорина посадили, но есть ли у него шанс исправиться?
Агаси Кизирян рассказал, как много лет назад проходил у них экспертизу один подросток. В пьяном угаре он убил бабушку и дедушку. Объяснил свое страшное преступление так: "Они мне надоели". Парня посадили. Он провел за решеткой почти десять лет. Вернулся таким же злобным. Мать пыталась наставить его на путь истинный, и он ее убил. Психиатров потом уверял, что, когда убивал, видел не маму, а черта с пятачком, с рогами. Его признали психически здоровым. И он такой не единственный. Один утверждал, что убил женщину, якобы приняв ее за змею. Другой убил собутыльника, "увидев", что у того изо рта торчит черт. Убийца забил ему в рот полено.
— Причины всех преступлений в том, что разрушен институт семьи, — уверен Агаси Кизирян. — Многие дети растут беспризорниками, даже если у них есть родители. Понять, почему они идут на жестокое преступление, практически невозможно. В душу им не залезешь. Практически все — психически здоровые ребята. Невменяемыми признаются единицы.
Об Андрее Зорине, который убил своего брата, а потом мать и отца, Агаси Кизирян говорит, что это очень сложный человек, жестокость которого вполне может быть обусловлена генетически. Возможно, способность убить формировалась у него с пеленок. Семью его благополучной не назовешь. Родители и старший брат злоупотребляли алкоголем, постоянно ссорились. С седьмого класса Андрей забросил школу, в девятом классе его отчислили за прогулы. Мама — единственная в семье официально работала, и воспитывать сына ей было некогда.
— Если ребенка с года не лелеет мать, если он не чувствует заботы, у него не развивается эмоциональная сфера, зато развивается жестокость, — говорит Агаси Кизирян.
85 процентов детей, идущих на преступления, — это дети из детских домов, или те, у кого родители алкоголики, или лишены родительских прав. В подростковом возрасте влияние друзей даже сильнее, чем влияние семьи. Мальчик, напавший прошлой осенью с другом на водителя такси, был из хорошей семьи. Учился в университете. Но его друг, которого водитель убил защищаясь, был для него авторитетом. Вместе они нанесли мужчине 27 ударов ножом.
— Подростки, как правило, не жалеют своих жертв, — говорит Агаси Георгиевич. — Они никогда не переживают, не плачут. Бывают моменты, когда вдруг насупятся, рассказывая о преступлении, но стоит только перевести разговор на другую тему, сразу меняется настроение в лучшую сторону.