
Клюшки для ЦСКА
Когда-то знаменитый ЦСКА забивал шайбы карельскими клюшками из маленького поселка Хелюля. Где они, эти клюшки?
...Темные коридоры, обшарпанные стены и двери с табличками "акционерное общество", "частный предприниматель". Вместо советского гиганта сортавальского мебельно-лыжного комбината, еще лет пятнадцать назад гремевшего на всю страну, — несколько маленьких фирм. В каждой — генеральный директор, секретарь да пара десятков сотрудников.
"Сорсу-спорт" — самая крупная фирма на этих руинах. Сегодня они — единственные в Карелии — делают лыжи. И не какие-нибудь, а вполне современные пластиковые спортивно-беговые, а еще гоночные, охотничьи, детские. Называются: Karjala (эта марка недавно праздновала 50-летний юбилей), Ladoga, Valaam. Симпатичные, яркие. По качеству, говорят, зарубежным не уступают. Не зря за ними приезжают спортсмены из Питера, Москвы. А может, и вы на таких катаетесь?
...Лыжи и мебель под Сортавалой начали выпускать еще в сороковых. Если бы не было комбината, не было бы и поселка. Для тысячи сотрудников и их семей строились многоквартирные дома, дороги, школа, кинотеатр. Даже бытовой корпус с саунами, комнатами отдыха и психологической разгрузки. А на крыше комбината — огород для мебельщиков: сотка, засаженная зеленью и огурцами! На сортавальских лыжах советские чемпионы готовились к зимней олимпиаде. Разработали гоночные, слаломные модели.
В восьмидесятых выпускали до 800 тысяч пар лыж в год. Тысячи шли на экспорт в Финляндию, Данию, Норвегию. По качеству они были сравнимы с лучшими на то время финскими. Обсуждались планы на девяностые: построить дополнительный цех, открыть фирменный магазин. О том, что происходило потом, сотрудники говорят неохотно. По народной версии, собственность комбината была попросту разворована при полном попустительстве местной власти. Так или иначе, но к 1999-му комбинат разорен и полуразрушен.
Готовь сэндвич летом, продавай зимой
"Сорсу-спорт" — результат сотрудничества местной администрации и московской фирмы. Москвичи занимаются сбытом продукции, закупают в Австрии недешевые станки. Но большая часть оборудования служит еще с советских времен.
Сначала старые сотрудники считали москвичей временщиками, пришедшими поживиться на развалинах СМЛК. Но цеха заработали, в первый год выпустили 15 тысяч пар лыж. За четыре года в несколько раз увеличился и объем производства — почти до 100 тысяч пар в год, и зарплаты сотрудников (с мизерных 800 рублей до 5500).
"Сорсу" — сокращение от финского Sortavalaiset sukset, "сортавальские лыжи" то бишь. Лейбл придумал шаблонщик Юрий Фесенко. Он уже 30 лет на комбинате.
Цехов всего четыре, столько и этапов в создании лыж. Любопытно, но даже настоящие пластиковые лыжи все же на треть состоят из дерева. Тонкие досочки склеивают с пластинками пластика и полиэтилена. И получается "сэндвич". Именно за счет полиэтилена лыжи скользят. Краску наносят машины, но вот исправляют небольшие дефекты буквально вручную, кисточкой. Производство довольно вредное. Наиболее продвинутые заводы вместо токсичной краски используют готовые пленки с рисунком. А вместо дерева —особый пластик. Очень дорого, но легко и безопасно. Это последний писк. А для "Сорсу-спорт" — предел мечтаний.
На Karjala по канадским просторам
Сортавальские лыжи ежегодно выставляются на международной выставке в Мюнхене, даже получают призовые места. Товар не залеживается. На местных "сэндвичах" катаются и по снежным просторам далекой Канады. Поступают заказы из Австрии, Финляндии, Германии.
Стоят лыжи недешево: на самом заводе — 600-700 рублей за пару. Конечно, за популярную марку Fisher придется выложить и вовсе 70 зеленых. Только вот многим сотрудникам "Сорсу" собственная продукция не по карману.
Прошлой зимой на петрозаводские "Зимние фонтаны" ребята из "Сорсу" снарядили автобус, в прямом смысле доверху набитый призами. В феврале, впервые за послесоветские годы, комбинат организовал в Сортавале командные лыжные соревнования, пригласил участников из других городов Карелии. Кросс бежали не только на сортавальских лыжах, многие спортсмены предпочли импортные Fisher и Atomic. В следующем году обязательным условием будут лыжи Karjala. Не видать иначе автобуса подарков!
Немного о политике
Большинство современных российских предприятий все еще развивается за счет советского потенциала, работает на основах, заложенных во времена развитого социализма. Основах, полуразрушенных перестройкой, морально устаревших.
"Сорсу-спорт" — одно из таких предприятий. Это положительный пример: нашлись бизнесмены, готовые вкладывать деньги, обновлять технику, и процесс пошел. Многие фабрики и вовсе разворовываются, банкротятся, исчезают бесследно. Но зачем было допускать разорение огромного производства, приносившего государству миллионы? Обстановку на СМЛК в конце 90-х можно сравнить только с послевоенной: количество сотрудников, зарплаты, объем выпускаемой продукции почти одинаково малы. А если бы местные власти не бросили так легкомысленно комбинат на произвол судьбы? Возможно, старушка Карелия уже догнала бы всемирно известные Fisher и Atomik! Но в нашем молодом капиталистическом государстве отлично умеют разрушать, закрывать, продавать по дешевке. В Сортавале за последние годы обанкротили пивзавод, мясокомбинат, типографию. А что создали? Похоже, до постройки новых надежных цехов и жилых комплексов для работников стабилизация пока не дошла. Может быть, когда-нибудь...