— Люди стали жить лучше, — этим заместитель прокурора города Сергей Горюнов объясняет снижение квартирных краж (в 2004 году их было почти в два раза меньше), тяжких и особо тяжких преступлений. Однако общее количество преступлений в минувшем году в столице республики осталось приблизительно на прежнем уровне — 6771.
"Заказывать" стали реже
Если в середине 90-х годов валом шли беспредельные преступления, в том числе и заказные убийства, то сейчас петрозаводчане совершают преступления больше на бытовой почве. Если в 2003 году в городе было 8 заказных убийств, то в 2004 — только два. По словам старшего помощника прокурора города Трофима Исаева, последнее такое убийство случилось в середине декабря прошлого года. Тогда женщина "заказала" своего бывшего мужа. Мужчина жил вместе с ней и сыном в одной квартире. Его бывшая супруга — женщина очень сложная, неуравновешенная, уже судимая за мошенничество, наняла для строительных работ бригаду рабочих, с одним из которых и договорилась убить мужа. Пригласила его к себе домой якобы для пьянки. А дома затеяла с бывшим супругом ссору. Для убийства преступники выбрали нож, по виду больше напоминающий огромную саблю — экспонат из коллекции мужа — бывшего мясника. В квартире убийца смертельных ударов не наносил, вывел хозяина на улицу и в 10 метрах от подъезда перерезал ему горло.
Началось расследование. Следователи выехали в район. Нашли бригаду этих рабочих. Те ничего скрывать не стали. И исполнитель, и заказчик сейчас в СИЗО дожидаются наказания. Им грозит срок от 8 до 20 лет, пожизненное заключение или смертная казнь, но на смертную казнь в России пока наложен мораторий. Последний смертный приговор по квалифицированному убийству в Карелии был в 97-98 году. Молодой мужчина вырезал всю семью своего друга, троих человек, из-за денег. Его приговорили к смертной казни.
Над другим заказным убийством прошлого года работа продолжается и по сей день. Директор фирмы "Корм" (более известной как Петрозаводская птицефабрика) 43-летний Олег Вишковский был убит в июле прошлого года у дверей собственной квартиры. Подозреваемые были, но доказать их причастность к делу не удалось.
— Перспектива раскрытия у таких дел есть, — говорит Сергей Владимирович, — но для этого порой требуются годы. В МВД Карелии есть специальный отдел оперуполномоченных, которые работают по заказным убийствам прошлых лет.
Бесчеловечные кражи
В минувшем году прокуратурой были отправлены в суд уголовные дела по трем похищениям людей.
По данным пресс-службы УВД, в конце ноября прошлого года двое неизвестных, представившись сотрудниками милиции, похитили с набережной Гюллинга в Петрозаводске 15-летнего паренька. В течение двух недель его удерживали в одной из квартир на окраине города: избивали и насиловали, а, вдоволь насытившись, отпустили. Преступников задержали, когда они в очередной раз попытались связаться с подростком: только тогда запуганный до смерти мальчишка решился обратиться в милицию. Его мучителям грозит лишение свободы на срок до 15 лет.
Другое, не менее вопиющее похищение минувшего года, когда трое мужчин украли молодую женщину. Сначала они держали ее в гараже, потом на квартире у одного из них — совершали насильственные действия и насиловали. Преступников осудили, но только на условный срок. Но есть и высший суд. Одного из преступников на следующий день после приговора убили: это сделал знакомый, которому преступник неосторожно похвастался своим условным осуждением за то, что "покалечил" женщине жизнь. Возмущенный мужчина зарезал насильника и получил за это 8 лет.
Грабят, жгут и убивают
Городская прокуратура на протяжение пяти-шести лет занималась и поджогами. Теперь это ведение милиции, однако раскрытие самых громких поджогов прошедшего года — магазинов "Бытовая техника" — заслуга именно прокурорских следователей. Семь обвиняемых по этому делу уже задержаны, среди них и организатор преступления, еще трое — в розыске.
— Действовала одна из преступных группировок, — пояснил Сергей Горюнов. — хотя мы и избавились на некоторое время от руководителя этой группы, они продолжают совершать преступления.
Всего, по словам зам.прокурора, в городе как минимум пять организованных преступных группировок. Они действуют по всей республике. Некоторые из них специализируются на имущественных, корыстных преступлениях и продают похищенное в Питере, некоторые — на рэкете и получают дань с предпринимателей, но все они в итоге совершают и убийства. В прошлом году следователи городской прокуратуры расследовали 15 уголовных дел в отношении членов преступных группировок. Большинство из них направлены в суд. Некоторые еще в производстве.
— Мы эти дела не приостанавливаем, доводим до логического конца, — говорит Сергей Горюнов, — в том числе и преступления прошлых лет мы тоже расследуем. К примеру, с 2002 года мы расследовали преступление, где было четверо обвиняемых. Тот человек, который дал нам признательные показания, был убит в одном из районов Карелии. Видимо, за то, что дал эти показания. Остальные были осуждены.
Убийственный напиток
Большая часть преступлений в Петрозаводске да и во всей Карелии совершается в пьяном угаре. В минувшем году таких было 755. В 80 процентах всех убийств и насильственных смертей определенную роль сыграл алкоголь. Причем пьяными были не только преступники, но и потерпевшие.
Надо сказать, что паленая водка тоже порядком прибавила негативной статистики Петрозаводску. Из-за нее на тот свет отправился не один десяток человек.
Городская прокуратура в минувшем году направила в суд 22 уголовных дела по черному алкорынку.
— Это, конечно, капля в море, — говорит Сергей Владимирович, — но по сравнению с другими годами обороты раскрываемости таких преступлений увеличились.
Погоны не помеха
Пополнили в прошлом году преступный мир Петрозаводска и сами стражи порядка. В 2004 году в отношении сотрудников милиции городской прокуратурой было возбуждено 33 уголовных дела. Три из них — по взяткам, около двадцати — за укрывательство преступлений, около семи — за общеуголовные преступления: избиения в быту, кражи. Например, офицер украл у своего начальника деньги из сейфа. Или сотрудник милиции со своими друзьями тряс по ночам на автовокзале игровые автоматы.
— Это все оттого, что они мало получают, — уверен Сергей Горюнов.
Этим же можно объяснить и коррупцию в милицейских рядах. Только за прошлый год было возбуждено 11 уголовных дел по взяткам. Брали рядовые сотрудники милиции, давали в основном мигранты с Кавказа.
Но берут не только люди в погонах, в последнее время город то и дело сотрясают сообщения о том, что тот или иной чиновник погорел на очередной взятке. Делами коррупции во власти занимается в основном республиканская прокуратура.
Сначала беды, потом победы
— Каждое раскрытое преступление для нас означает, что мы помогли потерпевшим, обеспечили неотвратимость наказания виновному, — говорит Сергей Владимирович, — поэтому выделить наиболее значимые дела прошлого года очень сложно.
Следователи направили в суд несколько дел по смертям на производстве. Есть дела по избиению граждан милицией. Они, по словам прокурорских работников, идут очень сложно: сильное давление на потерпевших со стороны стражей порядка, и тем не менее два опер- уполномоченных сейчас под следствием.
Одно из значимых дел — дело сексуального маньяка. В 2002 году во дворе одного из детских садов несовершеннолетний убил молодую девушку. Преступника нашли, но тогда доказать его вину не удалось. В минувшем году этот парень совершил еще два аналогичных преступления. Когда его арестовали, он сознался и в первом убийстве. Сейчас на него заведено уголовное дело, проводится психиатрическая экспертиза.
Мал золотник, да дорог
В нынешнем году следователи прокуратуры намерены расследовать 14 убийств прошлых лет, из которых порядка пяти-шести планируют раскрыть. В прокуратуре трудятся 14 следователей, самому старшему из которых — 30 лет, самому молодому — 22 года.
— Это хорошо, что молодые, — уверен зам.прокурора. — Молодым легче выдерживать наши нагрузки. Город сильно выматывает: психологически очень сложно постоянно получать информацию о таком огромном количестве преступлений, выезжать на них, расследовать каждое... Сейчас коллектив следователей более слажен, чем 2 года назад. Раньше каждый был сам за себя, работать было гораздо сложнее. Сейчас мы — настоящий коллектив, команда.
Всего трое из ребят неженаты. У некоторых уже по двое детей. Как минимум 12 часов в сутки они проводят на работе, временами оставаясь за рабочим столом даже на ночь. Они редко собираются вместе, любую свободную минутку стараясь провести дома со своей семьей. И даже дни рождения на работе здесь отмечают без привычного чаепития: подарят подарки и снова по кабинетам — работать.
P.S. Редакция "Карельской Губернiи" поздравляет всех работников прокуратуры с их профессиональным праздником.