Культура "Ментовские войны" актера Лисицына

Наталья ВИТИВА
№4 (451) 20.01.2005

"Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему свои планы", — любит повторять актер театра "Творческая мастерская" Александр Лисицын. Поэтому он никогда ничего не планирует, даже не пытаясь хоть что-нибудь изменить в своей жизни. С виду мрачный и суровый, а внутри эмоциональный и ранимый, актер предпочитает довольствоваться тем, что имеет. И накануне своего 50-летнего юбилея Александр Николаевич у Бога ничего просить не собирается. Мол, что судьбой предначертано, то обязательно случится. Ведь вся его жизнь состоит из случайностей.

Случайный актер

Подаваться в артисты паренек из Подмосковья Александр Лисицын не собирался. Участвовал в художественной самодеятельности и однажды вместе со своим коллективом был приглашен на конкурс народных театров. В жюри сидел преподаватель Щукинского училища Калиновский. Он предложил юному дарованию подать документы в театральный вуз. И Лисицын поступил в "Щуку" с первого раза.

— Это было случайно, — рассказывает Александр Николаевич. — Но я нисколько не жалею, что попал в Щукинское училище. Я учился с Мишей Ширвиндтом, актером "Ленкома" Сашей Селиным, режиссером Андреем Тупиковым.

Выпускнику Лисицыну попасть в московские театры не получилось. Приглашал к себе именитый режиссер Петр Фоменко, начиная работать в Театре комедии в Питере. Но звал на работу с оговоркой: "Я вас беру, но не знаю, как сложатся мои взаимоотношения с театром". И в тот же год его "ушли". Так что не удалось Александру Лисицыну поработать с Фоменко. О чем он до сих пор жалеет.

— А в Петрозаводске я оказался совершенно случайно, — поделился актер. — В Щукинское училище приехал главный режиссер Русского драматического театра из Петрозаводска. И я с двумя однокурсниками отправился в столицу Карелии. Друзья потом уехали, я остался. Почему? А зачем цепляться за Москву?! Знаю по опыту своих коллег, что тогда можно было устроиться в хороший столичный театр, но при этом ничего не делать годами. Сейчас проще. Но я в столицы не хочу. Я ленивый. Поэтому, наверное, в моей жизни было всего два театра — Русский драматический и "ТМ".

Ду ю спик инглиш?

В петрозаводские театры часто приезжали специалисты с киностудий, снимали, фотографировали наших актеров, но редко кого в кино приглашали. И когда на гастролях "ТМ" в Питере к артистам пришли с киностудии "Панорама" и предложили сделать фотопробы, Лисицын на них не пошел. Надоело пробоваться. Однако дама, отвечающая на студии за подбор актеров, уговорила-таки хмурого актера сфотографироваться. Буквально через полгода его пригласили в сериал "Не ссорьтесь, девочки" для канала НТВ.

— Я играл американца, который приехал в Россию в поисках русской женщины. Однако, встретив ее, испугался и уехал обратно. Перед съемками мне дали сценарий и какую-то маленькую книжечку, в которой все на английском языке. Выяснилось, что я должен говорить только на английском. А я в нем ни бельмеса. В школе и вузе учил французский, да так и не выучил. Пришлось заучивать наизусть английские буквы. Правда, один длинный монолог одолеть не смог. Написал его русскими буквами на большом листе, который вручил в руки помрежа. Девушка сидела рядом с камерой, а я читал текст. В результате потом меня озвучивал другой актер, который жил в Америке и обладал прекрасным произношением.

Сразу в кадр!

Потом Лисицына неожиданно пригласили в сериал "Ментовские войны" играть подполковника милиции, честного, но жесткого человека. Роль небольшая, но подполковник появляется во всех 12 сериях.

С театральной зарплатой гонорары за съемки в сериале не сравнить. Поэтому есть из-за чего поругаться с главным режиссером театра, когда собираешься на съемки, а не отпускают. На "Ментовские войны", например, Лисицын ушел из "ТМ" со скандалом.

— Тяжело ли сниматься в сериале? Очень. Съемочный день длится по 12 часов. И эта работа совершенно отличается от деятельности актера в театре. В сериале какой я есть, такой я и есть. Там не надо ничего играть. И это самое сложное для драматического актера. Тут постой, туда посмотри, текст скажи... Там за все отвечает продюсер. Когда меня вызвали в первый раз на подбор костюма, грима, хотел встретиться с режиссером. "Потом, потом..." — сказали на студии. Приехал на съемки, увидел режиссера и хотел было поговорить о роли, прорепетировать. "А зачем? — удивился режиссер. — Сразу в кадр". Один актер на съемочной площадке даже сказал: "Черт знает, зачем я четыре года учился в институте?!".