Культура Отдохни, душа

Владимир ПУХОВ,
№4 (451) 20.01.2005

Дворовые песни, шедевры народного творчества известны каждому с детства. Они бережно сохраняются поколениями. Достаточно вспомнить Вертинского, Галича, Высоцкого, Северного, "Братьев Жемчужных". В их песнях любовь, разлука, находки и потери, непростые дороги судьбы.

За последнее десятилетие русский шансон завоевал огромную популярность. Есть несколько FM-радиостанций, специализирующихся на этом песенном формате, проводятся фестивали, собирающие тысячи поклонников. В Карелии шансон также в фаворе. Четвертый год в эфире "Русского радио на Онего" звучит программа "Отдохни, душа". На очереди открытие нового клуба любителей шансона – "На волне любимого шансона". В петрозаводском ресторане "Северный" ежемесячно будут проходить вечера шансона. Концерты звезд будут чередоваться с выступлениями местных музыкантов.

Открытие клуба произойдет 26 января. Первыми его гостями станут звезды русского шансона Катя Огонек и автор многих ее хитов, певец и композитор Владимир Черняков из Москвы. Задушевные песни певицы "Я ревную", "В зале ожидания", "Вино любви", "Подруженька", "Дым кольцами" известны многим. Так что грядет праздник для души.

Жемчужные песни

Одним из последователей творчества Аркадия Северного и жанра русский шансон стал питерский ансамбль "Братья Жемчужные". Тридцать лет назад его создал музыкант Николай Резанов. Личное знакомство с Северным и совместная работа определили творческую судьбу Николая Резанова.

Приезд в Петрозаводск легендарного ансамбля "Братья Жемчужные" стал настоящим событием в культурной жизни города. Концерт собрал сотни поклонников. После выступления Николай побеседовал с нашим журналистом.

— Николай Серафимович, поделитесь воспоминаниями об Аркадии Северном.

— Мы были знакомы шесть лет. И я бы не назвал наше сотрудничество работой. Это было хобби. Мы записывали шансон в коммуналках на Петроградской стороне. На простых катушечных магнитофонах. Всего получилось 16 двойных альбомов по полтора часа звучания каждый. Эти песни разлетелись по стране, стали первыми весточками возрождения жанра. Их тиражировал сам народ, поскольку официально издавать, конечно, никто не собирался. После 80-го года, когда Аркадия Северного не стало, "Братья Жемчужные" записывали и свои песни, в том числе с молодым Александром Розенбаумом.

— О том, сколько Северный мог выпить водочки с друзьями, ходят легенды…

— Да, он выпивал, как и многие русские люди. Мог "задвинуть" и недельку. Но это был интеллигентный человек, очень добрый и отзывчивый. Его чрезвычайно уважали в народе. Своеобразный тембр голоса и проникновенная подача смысла, заложенного в песню, — вот, пожалуй, главные составляющие его популярности. Он ведь сам не написал ни одной песни, но в его исполнительской коллекции были тысячи песен — от каторжанских до глубоко лиричных.

— Несколько слов о знаменитом плавучем ресторане "Парус", где звучали ваши песни много лет назад.

— Это было в начале 70-х. Тогда весь репертуар ресторанов утверждался в партийных отделах культуры. Но мы все равно играли песни, отсутствовавшие в разрешенном списке. Скажем, "Поспели вишни" или "Увяли розы". Публике это нравилось. В свое время их под оркестр пел сам Леонид Утесов. Приходили в "Парус" многие известные люди, слушали нас "под заказ". Однажды заглянул на огонек и Сергей Маклаков, который жил рядом. Он предложил записать наши песни на пленку у него дома. Первый альбом записали к 24 декабря 1974 года, эту дату и считаем рождением коллектива "Братья Жемчужные". Через год он познакомил нас с Аркадием Северным. И поехало.

Кстати, первый гонорар, который Маклаков нам дал по тем временам, был большим — 25 рублей. Бутылка водки стоила 4.20. И мы, ясное дело, тут же отметили запись первого альбома.

КГБ любил шансон

— А откуда взялось это экзотическое название – "Братья Жемчужные"?

— Оно родилось спонтанно, мы искали маскировочное название, чтобы нас не нашли правоохранительные органы. И сделали его под цыган — вроде как музыка кочевых цыган. И сработало, нас никогда не привлекали к ответственности за блатные песни улицы. Сейчас бывшие кагэбэшники рассказывают, что органы безопасности знали о наших песнях, но не вмешивались, потому что им самим они нравились.

— Известно, что Николай Резанов начинал джазменом с банджо в руках в оркестре Иосифа Вайнштейна?

— Действительно, в 1969 году я был принят в биг-бенд Вайнштейна. Там же играл на трубе молодой Сева Новгородцев. Именно он и "повесил" мне дружеское прозвище — Мишель Жемчужный. В какой-то мере именно он стал крестным отцом группы. Чуть позднее мы с ним ушли в ВИА "Добры молодцы". Там же вскоре запел и Юрий Антонов, перешедший из "Поющих гитар". Мы с концертами проехали всю страну и уж потом осели в "Парусе".

— И все-таки, почему не джаз, не рок, а именно шансон стал главным жанром в вашей биографии?

— Наверное, потому, что эти песни мы играли всегда. Для многих людей русский шансон – это блатная песня. Но рамки жанра значительно шире. Это городские, дворовые песни, цыганские, есть и рок-композиции. Там, где есть сюжет, искренность и правда жизни, без лакировки и надуманности.