Тема номера По 50 рублей с капота

Анатолий Ерошкин
№4 (451) 20.01.2005

Поселок Гайжево вплотную примыкает к Кеми. Но его близость к райцентру имеет одну особенность — неодолимой преградой между двумя населенными пунктами пролегла река. Долгое время гайжевцы попадали в свою районную столицу зимой по льду, а летом — по деревянным бонам, лежащим на воде. И били во все колокола, умоляя, чтобы власть решила их проблему. Прислушавшись, в 2001 году власть осчастливила селян мостом, выложив за него из бюджета 23 миллиона рублей. Неплохой получился мост, вполне современный. Одна беда: и задуман он был, и построен как пешеходный. Однако, наплевав на запрещающие знаки, засновали по новому мосту не только спецавтомобили — пожарки, скорые и милицейские "луноходы", но и совсем обычные авто.

На какие шиши?

От такого отношения стал мост ветшать. Тем более что несознательные "элементы" умудрились еще и несколько досок с настила cтащить. И появилась у кемской районной администрации новая головная боль — где найти деньги на поддерживание моста в рабочем состоянии? Летом прошлого года выход был найден. 5 июля глава местной администрации Алексей Кокков подписал постановление № 416, согласно которому с каждого, кто решил направить своего стального коня на мост, требовалось взимать плату. И появились на въезде на него шлагбаум, будочка и строгая табличка с надписью "Проезд платный". Плату определили божескую — по 50 рублей с капота. А для жителей Гайжево и вовсе месячный проездной талон придумали — отдай один раз сторублевку и катайся по мосту туда-сюда, пока не надоест.

— Да, нам пришлось пойти на это в целях сохранения пешеходного моста, — несколько горячится первый зам. мэра Кемского района Николай Селиверстов. — Ведь уговоры и знаки не действуют. Оставишь мост без присмотра — размолотят его. Придется ремонтировать, а на какие, позвольте спросить, шиши? Ведь денег в бюджете порой не хватает на самое необходимое.

Люди платили. Не безропотно, но выкладывали свои кровные за проезд по мосту на протяжении примерно трех месяцев. Но незаметно промелькнуло наше короткое северное лето — и поток транспорта иссяк. Летом ездили кемляне в Гайжево, чтобы вырастить на своих огородах картошечку, смотаться в лес за грибами и ягодами, а осенью и зимой что там делать? С исчезновением автомобилей исчез и временный пост на въезде на мост. Езди по нему, сколько хочешь, без всякой на то оплаты.

А пост и ныне там

Насколько все-таки законно нововведение кемской администрации? Этот вопрос "Карельская Губернiя" адресовала прокурору Кемского района Андрею Кузьмину.

— Проезд и проход по мосту должен регулироваться исключительно дорожными знаками. Если их требования нарушаются — меры к нарушителям должна применять ГИБДД. По поводу взимания платы за проезд прокуратура дважды вносила представления в районную администрацию, и сейчас плата не берется, — ответил Андрей Викторович.

Однако, вполне возможно, весной прокуратуре вновь придется заниматься мостом. Ведь в районной администрации практику сбора денег за проезд по мосту хотят в этом году реанимировать.

— Думаю, никто не обеднеет от тех сумм, что придется платить за проезд, — говорит зам. мэра Николай Селиверстов. — Иначе мы просто угробим мост. А если что-то с ним случится, кто будет отвечать?

Действительно, кто? Конечно, местная власть. Дорогостоящий объект, построенный на республиканские деньги, давно отдан на баланс нищего района, которому дай Бог расхлебать проблемы ЖКХ. И денег у него на то, чтобы поддерживать мост в приемлемом состоянии, нет.

Но ведь в чем дело: ВЗИМАЕМАЯ ПЛАТА НЕ ПОКРЫВАЕТ ДАЖЕ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОСТА, КОТОРЫЙ ЭТУ ПЛАТУ ПРИЗВАН СОБИРАТЬ. Единственная выгода — мост находится под постоянным присмотром и воришки не тянут с настила приглянувшуюся доску.

В поселке Гайжево постоянно живут в настоящее время чуть больше трехсот человек. Именно они в первую очередь заинтересованы в сохранении моста. Впрочем, кемлянам он тоже не помешает. В Гайжево есть свободные участки земли для огородников. И грибные места там хороши.

Без моста — никак. Однако метод, избранный кемской администрацией, ситуацию не улучшает. Какой прок в плате на проезд, если она идет не на ремонт, а на содержание поста? Скажете: пусть увеличивают плату? Тоже не решение. Вчера проезд был 50 рублей, а завтра 500 – кому такое понравится. Да и в конце концов все это предприятие попросту незаконно.

Так что не стоит мэрам других карельских городов брать на вооружение кемское изобретение. Милостей от государства ждать не приходится, но и непродуманные новшества до добра не доводят.