Сергей Леонидович зашел в зал, где его ждали журналисты, студенты, чиновники губернаторской администрации, телекамеры и софиты, и занял место рядом с ведущим.
— Никто не встает, никто не аплодирует – вот признак демократии, — пошутил ведущий телемоста Александр Колобов. Зал шутки не понял, тут же зааплодировал появлению губернатора, некоторые готовы были встать.
Катанандов, чувствовалось, волновался. В прошлом году телемост с народом был более-менее удачным. Но с тех пор прошли оптимизация и "монетизация", вздорожали транспорт и ЖКХ, народ вышел на площадь и попросил главу в отставку. Глава тогда сидел у себя в кабинете, а сейчас – лицом к лицу с народом. Кто знает, как народ себя поведет.
Все оказалось еще лучше, чем год назад. Вопросы, звучавшие в эфире, сильно отличались от тех, что адресуют обычно Катанандову в письмах и по телефону читатели нашей газеты. Журналист "Карельской Губернiи", тянувший руку прямо перед носом девушки с микрофоном, обходился этой девушкой, как ненужное препятствие.
Первому дали микрофон корреспонденту Юрию Шлейкину, чтобы задать главе самый волнующий население республики вопрос: "Приближается 85-летие республики Карелия. С какими успехами и достижениями..." Сергей Леонидович с удовольствием наговорил любимый текст.
Приготовили свои наболевшие вопросы и представители карельского студенчества. Их волновали вовсе не снижение стипендий, не нехватка мест в общежитиях и непомерная цена за койку для "платников", как думают некоторые, а "какие программы в поддержку молодежи и здорового образа жизни приняты и реализуются правительством". В правительстве пишут много хороших программ, и о них тоже было поведано с удовольствием.
Если вопросы были не очень приятные, Сергей Леонидович, как и положено, умело переводил стрелки. Есть проблемы? Так это все местная власть! Или сами люди, которые не понимают, что без труда не вытащишь рыбку из пруда, или слишком многого хотят. "Полно таблеток навыдавали, а одной упаковочки нет – и настроение плохое. При этом десять других упаковок уже в кармане лежит, — попенял Сергей Леонидович тем, кто недоволен выдачей льготных лекарств. — Работа с населением требует хороших нервов от власти".
Костомукшан интересовало транспортное обеспечение города. Много автобусов с износом 100 процентов, денег республиканский бюджет не дает...
— Мы с администрацией Костомукши рассмотрим этот вопрос, найдем решение, — ответил Сергей Леонидович и тут же уточнил: — Но рассчитывать на то, что государство будет содержать транспорт — несерьезно, и этого не будет. Государство будет отвечать только за часть транспортных проблем, касающихся тех, кто получает льготы и поддержку государства.
— Будет ли индексация 250-рублевого пособия ветеранам труда?
— Если будет рост тарифов на транспорт и телефон, встанет вопрос об индексации. Возможно, уже во втором полугодии.
— Сергей Леонидович, уровень жизни с началом реформ в Карелии ухудшился или улучшился, как вы считаете?
— В целом настроение у людей не очень хорошее. Люди оценивают ситуацию как трудную, перспективы непростые. Но цифры говорят об обратном: с каждым годом качество жизни в нашей республике улучшается. Растет количество покупок оргтехники, автомобилей, растут доходы населения. Другое дело, что все это делается не так быстро, как хотелось бы.
Далее Сергей Леонидович сказал, что 21 процент у нас имеет доход ниже прожиточного минимума, но и чрезмерных богачей и крупных олигархов в Карелии тоже нет, "все мы живем примерно одинаково".
— Есть ли в республике план укрупнения районов? Будет ли Сортавала объединена с соседними территориями в один Приладожский район?
— Такого плана нет. Все районы будут сохранены. Внутри них будут созданы поселения. Но не факт, что каждый из районов получит государственные полномочия. Некоторые функции могут выполнять и межрайонные структуры.
Вопрос из Калевалы:
— Будет ли наш район расформирован?
— Если из района будут поступать тревожные сигналы, зачем нам район в 10 тысяч человек, который не может свести концы с концами? Кстати, обратите внимание. В Карелии на 10 тысяч человек – 140 страдающих алкоголизмом. А в Калевале – тысяча на 10 тысяч населения. Подумайте сами. (Подробнее о ситуации в Калевале читайте на 7-й странице этого номера "Карельской Губернiи". "Спившимся" жителям 10-тысячного района есть что ответить Сергею Леонидовичу. — Ред.)
Кроме Калевальского, губернатор назвал еще три "проблемные территории, организация жизни в которых нас не устраивает": Лоухский, Беломорский и Пудожский. "Люди там испытывают колоссальные трудности в связи с отсутствием работы. Нужно определяться, что делать, если люди там ни рыбу ловить не могут, ни лес заготавливать". Возможное решение проблемы, по словам главы, — переселение их в районы, которые динамично развиваются и где нужны рабочие руки. Это Приладожье, Прионежье, Медвежьегорск и Костомукша.
В Олонце — угрожающая ситуация с ЖКХ.
— Олонецкий район у нас следующий на выданье, — заявил Катанандов с телемоста, недвусмысленно дав понять олонецкому мэру, что дни его сочтены.
Петрозаводчане, которые, как выразился Катанандов, "очень болезненно относятся к теме собственной жизни и любят поплакаться", спросили о воде.
— Мы будем выделять деньги и настаивать, чтобы органы местного самоуправления более активно решали эти вопросы, — ответил глава. – Думаем, к 2007 году проблема цветности воды в Петрозаводске будет решена.
Представителей Ассоциации инвалидов Карелии волнует проезд инвалида и сопровождающего к месту лечения. С тех пор как проезд "монетизировался", с сопровождающего стали брать плату. Глава ответил, что все будет как и прежде. А именно:
— Все вопросы будут решаться в индивидуальном порядке. Если нужно инвалиду ехать с сопровождающим, значит, он должен ехать с сопровождающим. Обращайтесь к нам, будем этот вопрос решать.
Куда "к нам" должен тащиться человек за решением вопроса из своих Лоух или Ребол – в приемную администрации Катанандова или куда-то еще – спикер телемоста не уточнил. Собственно, на данном мероприятии этого и не требовалось, у него другие задачи. Как выразился Сергей Леонидович, говоря об очередниках на жилье, "наша цель – сохранить у людей надежду".
Читатели "Карельской Губернiи" задают Катанандову неудобные вопросы
? Сейчас расследуют дело о коррупции в Дорожном комитете. Неужели Катанандов обо всем этом не знал? Ваша газета постоянно писала о коррупции в республиканской власти, но почему, вместо того чтобы бороться с коррупцией, Катанандов боролся с газетой "Губернiя"?
? Спросите у Сергея Леонидовича, не стыдно ли ему получать пожизненное содержание?
? Чем ознаменовалась для экономики Карелии 7-летняя деятельность правительства Катанандова? Все, что сделано хорошего в экономике, это заслуга предприятий и их менеджеров. А что сделало правительство, кроме как распродало республиканскую собственность? Где наши рыболовство, яйцеводство?
? Почему в Кондопоге уволили членов администрации за то, что экономические должности занимают математики, а в правительстве один и тот же человек может быть как замминистра печати, так и замминистра сельского хозяйства? По какому принципу во главе сельского хозяйства ставится Собинский, во главе печати – Зоточкин, во главе культуры – Брун?..