Политика Переназначат ли Катанандова?

Наталья ВЛАДИМИРСКАЯ
№13 (460) 24.03.2005

А в высказываниях его проскальзывает мысль, которая никогда бы прежде не пришла ему в голову. Депутатам из "Единой России" на предновогоднем банкете в Законодательном собрании было сказано, что "не будет меня — и вас всех вышвырнут". Министрам правительства на одной из планерок — что "если в республике сменится власть, вам всем придется искать новые места работы". Если добавить сюда пожизненное содержание, назначенное карельскому главе при выходе в отставку, можно констатировать, что Сергей Леонидович все менее уверенно чувствует себя в своем кресле.

Эксперты всероссийского Центра политтехнологий оценивают шансы карельского лидера на переназначение как "немного выше среднего" (средний балл — 3,5; у Катанандова — 3,65). Оценки были обнародованы в декабре 2004 года, а значит, давались примерно в ноябре. Но именно на декабрь пришлись основные события, ослабившие позиции карельского главы.

Тучи сгущаются

В декабре прошли митинги против "монетизации", где Катанандова впервые за 7 лет попросили в отставку, а в конце месяца лидер ЛДПР Владимир Жириновский представил первым лицам страны кипы бумаг о злоупотреблениях в правительстве Карелии. К бумагам этим прилагалось сопроводительное письмо с предложением заменить Катанандова. Президенту и его северо-западному полпреду текут из Карелии письма с жалобами на гнет республиканских властей. Приближенные Катанандова Гиззатулин и Мазуровский ходят под уголовными делами. Не исключено, что за этими делами и фамилиями последуют новые. Политики называют неслучайным тот факт, что с марта на пост начальника УФСБ по Карелии заступил полковник Дорофеев, возглавлявший отдел экономических преступлений питерской ФСБ. Как предположил сайт Politica.karelia.ru, специалист по борьбе с коррупцией "направлен в горячую точку".

Поэтому у Сергея Леонидовича есть все основания нервничать и бояться ошибиться, выбирая момент испрашивания у Путина доверия. Когда это лучше сделать — сейчас (пока "акции" совсем не упали), попозже (когда "замнутся" уголовные дела по Дорожному фонду и Мазуровскому, а пенсионеры на дачах забудут про "монетизацию") или сидеть до конца своих губернаторских дней на месте, а там будь что будет? Сам Сергей Леонидович говорит об этом так: "В Карелии ситуация стабильная. Окончание срока моих полномочий — апрель будущего года. Я не исключаю возможности досрочного прекращения своих полномочий. Но сейчас, в ближайшие дни, я этого делать не собираюсь" (Интернет-конференция 10 марта).

Цитата с сайта Barentsobserver.com: "По мнению экспертов, те губернаторы, чьи позиции недостаточно крепки, в отставку не подадут".

Как будет проходить переаттестация

Не позже чем за 35 дней до окончания срока нахождения на посту главы региона Путин должен предложить Законодательному собранию кандидатуру. Перед этим, как сказано в законе о назначаемости губернаторов, президент "проводит соответствующие консультации". С кем — с партиями, фракциями в Госдуме, региональными парламентами, а может, с женой — его дело, в законе не прописано. Но главным "консультантом", уверены все, будет выступать президентский полпред. В нашем случае это Илья Клебанов. Он должен будет официально представить Путину досье минимум на двух кандидатов.

Какие критерии учитываются? Первый и самый главный — личная преданность Путину и доказанная на деле лояльность Кремлю. Это — поддержка всех инициатив Путина, особенно инициативы о назначении губернаторов, членство в "Единой России". У Сергея Катанандова здесь все в порядке, если бы не одна мелочь. Катанандов — выходец из стана Лужкова, а Кремль спит и видит, как бы заменить сильного московского мэра на своего ставленника.

Второй критерий — высокая социально-политическая стабильность в регионе и эффективность губернатора как регионального управленца. Губернатор должен восприниматься как влиятельная консолидирующая фигура, уход которой может привести к негативным последствиям. Тут, что бы ни говорил сам Сергей Леонидович, позиции региона, а значит, и его, не очень выигрышные. Политикой его — будь то местный бизнес или местное самоуправление — многие недовольны: и среди бизнесменов, и среди мэров, и среди сельской интеллигенции... А также в правоохранительных органах. Но есть и довольные, на них вся надежда.

И третий критерий — высокая личная популярность, доказанная на последних выборах. В 2002 году Катанандов при неограниченных выборных ресурсах набрал 53,3%, то есть "переполз" пограничную линию с запасом всего в 2 тысячи голосов. Показатель 53,3 не считается в России высоким. Мурманский губернатор, к примеру, набрал на повторных выборах 80%.

Выбрался Катанандов в 2002 году за счет избирательных участков в районах. В Петрозаводске Сергей Леонидович потерял 7,2 тысячи голосов в сравнении с 1998 годом, в Костомукше — 4,6 тысячи. Если бы выборы проходили сегодня, тенденция бы сохранилась.

Итак, оценка нашего губернатора по всем трем критериям в совокупности получается средней, не дающей однозначного ответа: устроит он Путина или нет.

Если не я, то кто же?

Сам Катанандов и его окружение полагают, что существует еще один критерий: наличие/отсутствие равнозначной фигуры. И на этот критерий возлагаются самые большие надежды.

Действительно, Катанандов сумел создать в республике такой политический климат, что, кроме него, никаких крупных политических фигур вокруг не растет. Как выразился один политик (кстати, из его же окружения), "выполол все вокруг". В таком климате Катанандов чувствует себя комфортно, если не сказать развязно. Вот его недавнее заявление на пресс-конференции в Питере: "Мои полномочия заканчиваются в апреле 2006 года, но я уверен, что президент и Законодательное собрание примут положительное решение. Другие обсуждаемые кандидатуры — это несерьезно и даже смешно".

Вообще-то смешно, если Путин начнет назначать по принципу: на безрыбье и рак рыба. Во-вторых, "безрыбье" в республике только кажущееся. В Карелии достаточно грамотных управленцев, которые просто боятся обнаружить свои амбиции. Тем более что быть мэром района, где на дырявый бюджет нужно и транспорт содержать, и ЖКХ, и детские сады, гораздо труднее, чем быть главой республики, где основная забота — содержать республиканские органы власти. И быть главой предприятия, которое само зарабатывает деньги, тем более трудно, чем быть главой готового республиканского бюджета.

В конце концов, если в Карелии нет равного Ему, он найдется в Москве и Петербурге. Так что единственность и неповторимость нашего уникального губернатора не могут гарантировать ему переназначение.

Политики судачат, что все станет более-менее ясно 21 апреля. В этот день у Сергея Леонидовича 50-летие. И к этому моменту Кремль должен определиться: останется он на своем посту или нет. Из того, как пройдут торжества, какие политические знаменитости приедут, какие ордена-медали пожалуют, можно будет сделать выводы.

Что говорит инспектор Шмыков

Всегда осторожный в высказываниях президентский инспектор по Карелии Валентин Шмыков о шансах Катанандова тоже говорил осторожно. "Как действующий губернатор он является кандидатом на эту должность", — единственная фраза, которую Валентин Александрович позволил дать в печать от своего имени.

Но будет ли кандидат Катанандов представлен Путину? Это будет решать полпред Клебанов. Есть ли еще реальные кандидатуры на должность главы? Валентин Шмыков не стал отрицать, что такие люди есть, в том числе и в нашей республике. Даже, как нам показалось из ответа Шмыкова, скорее в нашей республике, чем за ее пределами.

P.S. О том, кто может стать следующим главой Карелии, читайте в следующем номере "Карельской Губернiи".

Шансы

(По 5-балльной шкале)

Санкт-Петербург Валентина Матвиенко 4,50

Ленинградская обл. Валерий Сердюков 4,14

Вологодская обл. Вячеслав Позгалев 4,07

Новгородская обл. Михаил Прусак 3,87

Республика Карелия Сергей Катанандов 3,65

Мурманская обл. Юрий Евдокимов 3,64

Псковская обл. Михаил Кузнецов 3,29

Архангельская обл. Николай Киселев 3,07

Республика Коми Владимир Торлопов 3,07

Калининградская обл. Владимир Егоров 2,86

Центр политических технологий,

декабрь 2004