Общество От обложки шизею немножко

Илона РАДКЕВИЧ
№13 (460) 24.03.2005

Изображение дебиловатого вида подростка с надписью "Все люди как люди, а я как БОГ". Портрет Владимира Ильича и его знаменитое "Учиться, учиться и учиться" с припиской "Я тут слышал, что Ленин вроде как из моды вышел". Изображение нетленных серпа и молота с подписью: "Коси и забивай". Это не надписи на заборах, тайком намалеванные шайкой подростков. Это обложки обыкновенных школьных тетрадей, напечатанных типографией имени Анохина и продаваемых в обыкновенных книжных магазинах обыкновенным карельским школьникам.

Безобразие в законе

По словам продавцов, такие "прикольные" тетрадки пользуются большим спросом, причем как у мальчиков, так и у девочек всех возрастов. Но, как оказалось, прикольно далеко не всем. Обнаружив у своих учеников на столах такие тетради, учителя приходят в ужас.

— Дети же не понимают, что это шутка, — говорит учительница младших классов петрозаводской школы № 35 Анна Кононова. — Такие картинки ослабляют интерес к истории, развивают неуважение к учительскому труду, делают детей агрессивными. Особенно если это дети с нарушенной психикой.

— Это безобразие, — поддерживает своего коллегу заведующая дневным отделением Машиностроительного колледжа Галина Дерягина. — Голые девицы, ужасные надписи на тетради. Студенты другого не покупают. Но мы же должны как-то бороться за чистоту языка и нравов. Раньше были нормальные полезные тетради.

— Разве Министерство образования не должно следить за тем, как оформляются школьные тетради? — недоумевает преподаватель этого же техникума Станислав Смирнов.

— У нас нет такой функции — следить за надписями и картинками на тетрадях, — снимает с себя всякую ответственность министр образования Карелии Галина Разбивная. — Нет никаких стандартов. Типографии даже заинтересованы, чтобы было больше уродов на обложках. У них коммерция. Они выпускают то, что продается. И, к сожалению, не несут никакой ответственности.

— Раньше были ГОСТы, а теперь кто во что горазд, — вздыхает сотрудница производственного отдела типографии имени Анохина Людмила Кашина. — Что нам приносят, то мы и печатаем. Ответственность за иллюстрацию несет издатель, а не типография. Нам издательство заказало — мы отпечатали. За нравственностью не следим.

Виноваты учителя?

Интересное дело получается. Значит, если кому-то взбредет в голову напечатать в "прикольном" виде с "прикольной" подписью, скажем, губернатора Катанандова, проблем не будет?!

— С его разрешения — пожалуйста, — отвечают нам в типографии. И тут же осекаются, что, если это будет касаться Катанандова, могут и не взяться — мол, тут дело серьезное, с политикой связано.

Видимо, любую другую неполитическую надпись на школьной тетрадке, какой бы неприличной она ни была, в типографии вполне могут напечатать.

— Мы можем не взять картинку, если она нам не нравится (видимо, картинки на обложках тетрадей в типографии нравятся. — прим. автора), — поясняет и.о. начальника производственного отдела типографии имени Анохина Надежда Артамонова. — Тетради, о которых вы говорите, — это серия приколов. Это — московский издатель. У них есть лицензия. Молодежи такие картинки нравятся.

Московский издатель ООО "Альт-Канц", на которого ссылаются в типографии, разговаривать с "Карельской Губернiей" постеснялся. На сайте компании мы узнали, что основана она в 1992 году и первой "на канцелярском рынке России предложила покупателям широчайший спектр красочных обложек на мировом уровне". Мировой уровень?! Спорное утверждение.

По мнению Галины Разбивной, ответственность за то, как оформлены школьные тетради, лежит в первую очередь на учителях. Нашли крайних!

— Такие картинки нервируют детей, — уверена Разбивная. — Родители не должны покупать такие тетради, а учителя не должны позволять приходить с такими тетрадями на урок. Мы уже разговаривали на эту тему с учителями.

— А на каком основании мы будем отбирать или не принимать у детей эти тетради? – недоумевают педагоги. — Если типографии печатают что хотят, значит, ученики могут покупать что хотят. Это не выход.

Забили

У известного петербургского коллекционера Ивана Фомина есть коллекция "Реликвии народного просвещения", состоящая из массы любопытных вещиц: дневник школьника столетней давности, учебник арифметики того же времени, письменные принадлежности и маленькие школьные реликвии. Надписи на обложках тех тетрадей поучительны: "Не плюй никогда на пол — это вредно и грязно".

В советские времена на обложках тетрадей размещали гимн, правила пионеров и таблицу умножения. Детям третьего тысячелетия вдалбливают другое: "Бросай курить, вставай на лыжи! И вместо рака будет грыжа", "Чтобы слова не расходились с делом, нужно молчать и ничего не делать", "Энергия лени самая неисчерпаемая"...

У одной из школ разговорилась с мальчишками лет двенадцати на вид, надеясь узнать, что те думают о "прикольных" обложках. Показала серп и молот с призывом "Коси и забивай".

— Как вам такая тетрадка, нравится?

— Прикольно. У меня такая же, — обрадовался один из мальчишек.

— И я бы хотел такую, — добавил его друг.

— А почему вы не на уроке?

— Забили.

Без комментариев.