Карельские девчонки теперь не только самые красивые, но и самые сильные. Недавно это официально признали в финском городе Тампере, где проходил XIX Международный турнир по боксу. Петрозаводчанка Настя Макарова "уложила" всех своих соперниц из шести европейских стран и завоевала специальный кубок как лучшая среди женщин. То ли еще будет?!
Не морду бить, а думать надо...
В хрупкой и застенчивой Насте бойца сразу и не разглядишь. А вот у тренера ДЮСШ-5, трехкратного чемпиона СССР по боксу Анатолия Курикова глаз наметан: "Боец! Добьется многого. И от общения с ней испытываешь одно удовольствие — приходит, улыбается, ничего насильно заставлять делать не надо, все сама...".
Уже три года Настя Макарова постигает искусство боя у именитого наставника. До этого тренировалась в Суоярви у своего папы Василия Макарова, в прошлом чемпиона Карелии по боксу.
— Все разговоры о том, что бокс — это мордобой, ерунда. Здесь нужно думать, как в шахматах, — говорит Настя. — Я предпочитаю технический бокс, а не мордобитие.
Думать Настя умеет. В свои 23 года она уже успела получить диплом экономиста-бухгалтера в техникуме городского хозяйства и год поучиться на физмате в педагогическом университете. Но с карьерой учителя математики пришлось проститься — когда начала серьезно заниматься боксом у Курикова и легкой атлетикой, времени на остальное не оставалось. Настя поступила на физвос КГПУ и сейчас вполне довольна своим выбором. Недовольны им только родители.
— Папа был всегда категорически против моего увлечения, — поделилась Настя. — Организовав боксерскую школу в Суоярви, он с удовольствием тренировал моих братьев, но только не меня. Потом к нему обратился друг с просьбой позаниматься с дочерью, и папа попросил меня походить с ней за компанию. Девочка через две недели ушла, а я осталась... Через три года папа попросил покинуть секцию. И все это время он меня на соревнования не вывозил, нигде не показывал.
14 братьев и сестер
Никто из Настиных братьев в большой спорт не пошел. Хотя семья у Макаровых большая — 14 детей: восемь родных и шесть приемных! Насте было семь лет, у нее уже были четверо младших братьев и сестер, когда родители решили создать семейный детский дом. Так что старшенькой пришлось непросто. Зато она выросла рачительной хозяйкой. И это ей очень помогает в нелегкой студенческой жизни:
— Живу на студенческую и социальную стипендии — полторы тысячи рублей. Подрабатываю уборщицей. Родители сегодня помочь не в состоянии ни мне, ни другим студентам. Сейчас в Петрозаводске получают образование шесть человек из нашей семьи. Родные мои братья и учатся, и работают. Иначе не протянуть. А приемным детям, вышедшим из-под опеки родителей, полегче — им государство помогает. С их пособиями можно спокойно учиться. Но мы часто встречаемся, помогаем друг дружке. Что ни говори, а детство у нас было веселым. Родители нас постоянно в походы водили. Жили в лесу по две недели. Каждое лето выезжали в Крым на своем автобусе, который нам помогли купить финны. Ну, и без драк, конечно, не обходилось, как в любой нормальной семье.
Сегодня Настя дома бывает редко. Некогда. Ни праздники, ни каникулы не должны мешать тренировкам, которые длятся по полтора и более часов в день. Кроме того, летом Настя работает. Бурная студенческая жизнь проходит мимо нее. Иногда она может себе позволить сходить на какую-нибудь вечеринку в субботу, но ненадолго. Из режима выбиться легко, а восстановиться трудно. Так что лучше не расслабляться. Ложится спать вовремя, встает пораньше и — зарядка, завтрак, занятия, тренировки... Осталось только соседей по общежитию к такому режиму приучить. Но они не поддаются перевоспитанию: галдят, шумят, слушают музыку допоздна. Настя терпит, кулачные бои не устраивает. В жизни-то она человек добрый и тактичный.
— Самым страшным боем для меня оказался поединок в Суоярви. Зал был набит до отказа бывшими одноклассниками, учителями и просто моими земляками. Билась с девчонкой из Сегежи, и без травм тогда не обошлось — мне нос разбили, синяков наставили. Но я все-таки выиграла.
Сегодня для меня бокс — это шанс добиться серьезных результатов в спорте. Правда, женский бокс в России еще не так развит, как, например, в соседней Финляндии. Тамошних жителей женщина на ринге не шокирует. Бокс для многих финок что-то вроде аэробики. Финские боксерши выглядят как модели со страниц стильных журналов.
Ну, а мальчики потом...
Карельской спортсменке тоже хочется выглядеть на ринге хорошо. На диетах для этого сидеть не надо. Тренер говорит, что кушать нужно плотно. Нагрузки-то у будущих чемпионов сумасшедшие. Так что без мяса в рационе никак не обойтись. И даже вечером, если хочется кушать, боксерша ни в чем себе не отказывает. Но если перед соревнованиями появилась лишняя пара килограммов, один денек Настя не ест вообще или питается исключительно творожком.
Сложнее дела обстоят с обмундированием. Симпатичная форма стоит немалых денег. Да и поездка на соревнования обходится недешево. Спасибо, есть добрые люди. Например, суоярвская школа бокса выдала Насте на турнир в Тампере стильную форму (перчатки стоят около 1600 рублей, шлем — 1600, форма — около тысячи рублей, боксерки — около двух тысяч). Электромеханик ООО "Карелия-камень" Артур Мирзоян помог в организации поездки в Финляндию. Оказала и оказывает спонсорскую помощь директор корпорации "Онегпит" Раиса Миронова. У государства и республики денег на поддержку перспективной боксерши нет. Наши спортсмены уже давно ездят на соревнования за свой счет и счет спонсоров. Но Настя — девушка с характером, вместе со своим тренером готова и впредь преодолевать трудности.
— В следующем году хочу попробовать свои силы на чемпионате России. А личная жизнь? Бокс для меня важнее молодых людей. Да и не встретила я пока такого мужчину, ради которого стоило бы все бросить...