Культура Нино Рота как живой

Наталья ВИТИВА
№23 (470) 01.06.2005

— Я был на гастролях в Петрозаводске ровно 40 лет назад, – сказал на концерте в Большом зале филармонии композитор, дирижер и педагог Мурад Кажлаев. – И запомнил ваш город на всю жизнь. Тогда я сильно простудился и в течение 10 дней пролежал в гостинице "Северная". С тех пор у меня болит правая часть головы.

Петрозаводчане, пришедшие в минувший понедельник в филармонию послушать музыку гения киномузыки XX века Нино Рота, создавшего партитуры к 150 кинокартинам, среди которых "Крестный отец" Фрэнсиса Форда Копполы и все фильмы Феллини, "головных" страданий маэстро Кажлаева не заметили. Зато увидели, что Мурад Магомедович неизлечимо болен Нино Рота.

— Музыку Нино Рота растащили по кускам по ресторанам и дискотекам, — сказал Мурад Магомедович. — А она самоценна. Она должна жить и звучать в симфоническом исполнении. Поэтому, когда ко мне обратились итальянцы с просьбой доказать жизнеспособность киномузыки Рота, я отправился в Италию и с удовольствием "покопался" в архиве композитора. Я превратил фрагменты кинопартитур в симфонические пьесы. Так появился новый Нино, который произвел фурор на московском фестивале в начале 90-х.

Такого Рота с комментариями знатока кино, ведущего некогда популярной телепрограммы "В поисках утраченного" Глеба Скороходова и услышали наши меломаны. Последние были в восторге. Выходя "на бис", немолодой маэстро так эмоционально дирижировал, что перевернул подставку для нот скрипачей и уронил свои очки.