Парнишка лет тринадцати, старательно приподнимаясь на цыпочки, чтобы достать до окошка в ларьке, тоненьким голосом произносит:
— Две "полторашки" и пачку сигарет.
Через минуту он, волоча тяжелые баллоны с пивом, подбегает к друзьям:
— Продали!
Вся компания с веселым гомоном скрывается во дворе.
Не правда ли, знакомая картина? Продавать алкогольные напитки подросткам запрещено. Так же, как и распивать пиво на улице и в общественных местах. Возникает банальный вопрос: куда смотрит милиция? Вот это "Карельская Губернiя" и решила проверить...
Простой эксперимент
Две подружки гуляют по городу с бутылками пива в руках. Наша задача – посмотреть на реакцию милиции.
Покупка пива прошла, как обычно, гладко, без лишних вопросов. Ну да ладно, будем считать, что в свои семнадцать они выглядят на все двадцать.
Дальше вместе с купленным пивом девушки проследовали на петрозаводский Студенческий бульвар. В четырех метрах от них располагался милицейский "стакан", сам сотрудник правоохранительных органов прогуливался рядом. Заметив нарушительниц, он подошел и предложил подружкам перейти вместе со своими бутылками в другое место. Мол, у фонтана пить пиво запрещено.
— Наложить штраф на нарушителей я не имею права, – пояснил милиционер. — Могу только сделать предупреждение, провести, так сказать, разъяснительную беседу. Если же человек уж совсем пьяный, заберем в отделение, там с ним и разберутся.
Следующим местом нашего эксперимента был фонтан рядом с гостиницей "Северная". Девчонки устроились на лавочке напротив еще одного милицейского поста. Пиво в бутылке неумолимо убывало, а милиция все никак не появлялась.
Последнее место для эксперимента — набережная. Вот уж где всегда предостаточно любителей пива и чего покрепче. Они там не только сидят, но порой даже лежат. На набережной милиция по идее должна быть особенно внимательной и строгой.
Девушки с бутылками пива в руках уютно устраиваются на лавочке, и мы опять начинаем ждать. Милицейская машина проехала мимо нарушительниц четыре раза, но в их сторону никто даже не посмотрел.
И только на обратном пути, когда мы ничего уже не проверяли, навстречу нам попались два милиционера. Они вели к машине парней, которые мычанием пытались что-то объяснить. На ступеньках, ведущих к озеру, остались бутылка водки и банка консервированных помидоров.
Дело в культуре
Результаты эксперимента мы попросили прокомментировать Владимира Гармашова, заместителя начальника милиции общественной безопасности. Он напомнил, что 11-й федеральный закон от 7 апреля 2005 года запрещает продажу пива в детских, образовательных учреждениях, организациях культуры… Несовершеннолетним пиво продавать нельзя вообще.
— За этот год было выявлено 38 фактов нарушения закона, — говорит Владимир Гармашов. — Как правило, на продавцов налагается штраф от 15 до 20 МРОТ (МРОТ в этом случае составляет сто рублей). Самого подростка доставляют в отделение, туда же вызывают его родителей. Можно попытаться привлечь и хозяина торговой точки, но чаще отвечает тот, кто непосредственно продал пиво.
Владимир Григорьевич констатирует печальный факт: бороться с этим явлением сложно. Подростки пиво любят и покупают его часто. У продавца же зарплата идет от выручки, чем больше продал – тем больше получил.
— 171-й федеральный закон регулирует продажу "крепких" алкогольных напитков (водка, коньяк), ответственность за его нарушение несет уже не продавец, а сам хозяин, он и платит штраф, — рассказывает Владимир Гармашов. — Возможно, с пивом следовало бы поступить так же. Но наше дело – исполнять, а не переделывать законы...
Что же касается распития пива, то все по тому же 11-му федеральному закону это запрещено делать во всех общественных местах.
— По идее наши сотрудники должны забирать всех, кто пьет пиво в неположенном месте, подростков в том числе, — признается Владимир Гармашов. — Но надо ведь еще и по ситуации ориентироваться. Если человек тихо-мирно сидит с друзьями за бутылочкой пива, никому не мешает, не ругается матом, не буянит, то зачем его сразу тащить в отделение? Можно просто предупредить. Пусть перейдет в другое место.
Вообще же Владимир Гармашов считает, что одними законами с нашими гражданами не справишься. Какими бы строгими их ни сделали, все равно нарушать будут:
— Я не так давно был в Чехии, так там никому и в голову не приходит ходить с бутылкой пива по улице. А у нас сплошь и рядом такое... Все дело в культуре.