
"Мы ждали этого полгода!" — гласили рекламные слоганы в эфире "Нашего радио". На самом деле мы этого даже и не ждали, поскольку представить не могли. Знаменитое "Нашествие": два дня на природе, звезды русского рока, палаточные города, сто киловатт звука — и все это не в Подмосковье, как обычно, а у нас в Песках. Петрозаводск стал первым городом (исключая миллионные), где прошел рок-фестиваль под брендом "Нашествие". Правда, кому-то из московских шефов не захотелось делить нашумевшее название с провинцией. Поэтому официально наш фестиваль назвали "Воздух" (калька с английского Open Air, что означает: любое массовое мероприятие за городом).
Забор
Технически "Воздух" был организован по мировым стандартам. Для того чтобы обеспечить 100 киловатт звука, пришлось обесточить аэропорт "Пески". Два огромных монитора, три телеоператора, световые эффекты. Однако самый главный показатель организации — это меры безопасности. Охрана подчинялась только сама себе, поэтому провести кого-либо без билета не могли даже организаторы фестиваля. Пройти на огражденную километровым забором территорию можно было только один раз. На 15 тысяч зрителей приходились 600 человек охраны из УВД, ОВД и ОМОН, а также 300 волонтеров. Последним досталось немало еды, которую запрещалось проносить внутрь так же, как и алкоголь. Свое пиво в срочном порядке зрители уничтожали за ограждением. И не только пиво — поговаривали, что там же, за периметром, чуть ли не перед входом кто-то продавал гашиш. Организаторы несли ответственность только за тех, кто внутри. Впрочем, пришлось в какой-то мере обеспечивать безопасность и по ту сторону забора. Так, например, в дни фестиваля в бухте Онежского озера курсировали четыре спасательных катера. Вообще, по словам генерального продюсера фестиваля "Воздух" Максима Мазуровского, требования различных структур по поводу безопасности доставили немало хлопот.
Максим Мазуровский, генеральный продюсер фестиваля "Воздух":
— Очень мешала прокуратура. Нас каждая структура пыталась закрыть. На протяжении полутора месяцев каждый день ходили по кабинетам и разбирались. Потратили много денег: взяток не давали, но многое пришлось покупать. Ну вот зачем нам здесь 100 огнетушителей? "Водоканал" запросил за биотуалеты такие деньги, что дешевле было привезти их из Питера.
Правительство республики и администрация Петрозаводска — официальные партнеры фестиваля — оказали только моральную поддержку: ни один бюджет на фестивале не пострадал. На "Воздух" были брошены все деньги за последние восемь концертов, организованных "Нашим радио". Еще до конца фестиваля организаторы знали, что убыток составит 2 миллиона рублей.
Звезды
Так много знаменитостей одновремено Петрозаводск еще не видел. "Сплин", "Чайф", "Ночные снайперы", Найк Борзов, "Маша и медведи" — это только те, кого знают в лицо. "Кукрыниксы", Мара, "Пилот", "7Б" — те, чьи песни каждый из нас хоть раз слышал по радио. За сценой, в так называемой "пресс-зоне", местные музыканты-участники фестиваля и журналисты имели возможность общаться со звездами. Но поскольку в такой компании звездами себя чувствуют все, общение происходило довольно вяло. Однако атмосфера царила на сто процентов неформальная. Музыканты приезжали и уезжали по очереди и проводили какое-то время за сценой до и после фестиваля. Спонтанные пресс-конференции заключались в том, что к палатке музыкантов стягивались журналисты и прочие. После нескольких банальных вопросов — фотографирование и автографы. Певица Мара, которая поет о том, что она — самка дельфина, оказалась просто красавицей и ввиду этого подверглась своеобразным ухаживаниям местных кавалеров. Журналист Антон Миронов решил поразить Мару, подставив под ее автограф свое депутатское удостоверение, которое затем вконец испортил автографом Найка Борзова. А главный строитель "Воздуха" Макс Филимонов оголил под роспись Мары свое плечо и соврал про то, что здесь он лишь затем, чтобы поцеловать Маре руку. Флегматичный Найк Борзов пресс-конференции не дал, но, по словам его директора, был рад и удивлен тому, что к нему свободно подходят люди. Обычно на таких концертах и фестивалях и речи быть не может, чтобы за сценой свободно гуляли несколько десятков "левых" людей. Но ничего страшного не произошло, тем более что миф о назойливых и вездесущих поклонниках сильно преувеличен. Тот же Найк Борзов, автор незабвенной "маленькой лошадки", полдня бродил по набережной Петрозаводска и обедал зашведским столом в баре "FM" — и никому до него не было дела. Впрочем, Найк был "специальным гостем" фестиваля: зрители не знали заранее, что он будет выступать. А может быть, дело действительно в степени известности: перед выходом на сцену хедлайнеров первого дня — группы "Сплин" — всех журналистов милиция отогнала от сцены. Как оказалось, вместе с журналистами оттеснили и жену лидера группы Александра Васильева, которая хотела фотографировать выступление. Оказалось, это был правильный ход: во время одной из песен толпа перед сценой прорвала ограждение.
Александр Васильев, лидер группы "Сплин" — толпе:
— Не давите, пожалуйста! Здесь невозможно у сцены. Одну девчонку прижали до слез. Невозможно играть, когда тут человек плачет. Не наезжайте!
Почти все музыканты отметили красоту нашего города и нашей природы. "Сплины" до начала своего выступления успели где-то порыбачить, правда, крупной рыбы так и не поймали. А Маша Макарова (группа "Маша и медведи") говорила, будто видела у нас какие-то водопады, из чего следует, что ее возили на водопад "Кивач". Впрочем, то, что говорила со сцены Маша, следует подвергать сомнению, поскольку сознание у певицы явно было изрядно расширено чем-то, что зрителям запрещалось проносить. Но, несмотря на это (или благодаря этому?), выступление группы "Маша и медведи" впечатлило многих. А для праздника у певицы был повод — группа недавно воссоединилась и впервые после этого выступала на большой сцене. "У меня давно такой картинки не было", — сказала Маша. После песен "Эй, земля!" и "Мое сердце без тебя" певица сорвала голос и в "Любочке" брала уже только низкие ноты. Зато Маша Макарова поведала зрителям трогательную историю про то, как ее мама нашла в наших краях серебряную ложечку, после чего вышла замуж за папу и родила ее, Машу, а через год и ее братьев-близнецов. Под конец рассказа Маша неуверенно произнесла: "Петро... павловск?"
Наши

"Молодые", то есть неизвестные еще на всю страну исполнители из Петрозаводска, Мурманска, Северодвинска и Костомукши, выступали между концертами именитых музыкантов. Играли бесплатно, поскольку пока что они нужны фестивалю не настолько, насколько фестиваль нужен им. "Задвиги Поплавского", "Игрушки", "Аспирин" и другие смогли удержать внимание публики, большая часть которой все-таки пришла смотреть на кумиров. Музыкантов "второго эшелона" охотно использовали в рекламных целях: так, за то, чтобы музыканты играли на сцене в футболках с эмблемой Fosters, группе давали ящик пива "Балтика". Отдельным пунктом программы значились финно-язычные команды из Петрозаводска — Myllarit и d’Airot: их наградили ярлыком "не формат". Лидер группы d’Airot Энска Якобсон даже сокрушался по этому поводу — правда, не теряя своей финской гордости.
Энска (Евгений) Якобсон, лидер группы d’Airot:
— Что значит "наше" радио? Я могу сказать, что оно не "наше", а "ваше". У нас многонациональное государство, однако "Наше радио" берет в ротацию песни только на русском языке. Поэтому для Карелии это не "наше" радио. Даже у нас в Карелии, несмотря на то, что наша группа — участник фестиваля, песен d’Airot не ставили в петрозаводском эфире, когда анонсировали фестиваль "Воздух".
Группу Myllarit также постигло небольшое разочарование. Одиннадцатилетняя дочь Лео Севца — Ларин, не один раз выступавшая с группой отца, должна была петь вместе с "Ночными снайперами" песню "Ты дарила мне розы". Этот сюрприз был запланирован заранее: "снайперы" по почте получили демо-версию и дали свое согласие. Однако в последний момент Диана Арбенина отказалась петь с девочкой: не рискнула "без репетиции". Риск действительно был: больно говорить об этом всем поклонникам Дианы Арбениной, но это было так очевидно — она была безнадежно пьяна.
Первый и второй дни
Почему-то женщин, выступавших вечером второго дня, — Машу и Диану — губил хмель. Справедливости ради скажем, что Арбенина все равно смотрелась на сцене весьма харизматично, хотя и решала иногда "перепеть" некоторые куски песен, где она, по ее собственному выражению, "облажалась". Тот факт, что ее тошнило во время выступления, в какой-то мере даже внушает уважение к ее профессионализму: ведь пела-то все равно хорошо! Вообще во второй день куража было больше: по крайней мере это относится к "звездным" командам. Ведь герои первого дня — Найк Борзов и "Сплин" — не очень эмоциональные исполнители. Во второй день всех повеселила Маша Макарова, позитивно выступили "7Б" (это которые "с юга-пол-ными-ваго-нами-золо-тыми-пого-нами..."). Во время одной из песен один из участников группы "7Б", чья функция заключалась в невнятном размахивании руками, вдруг начал разбрасывать пятидесятирублевые купюры в толпу. Акция этого сеятеля, однако, не удалась: ветер дул в сторону сцены.
В первый день солнце палило, во второй — недолго покапал дождь, а после одиннадцати вечера стало совсем холодно, однако все ждали "Чайф". Любовь меломанов к этой группе сильнее холода. Когда непривычно седой Шахрин начал петь, зрителей к сцене подтянулось раз в пять больше, чем во время выступлений тех, кто пел в этот день до него. Да и теплее, в толпе-то.