В сентябре 2001 года возле трансформаторной будки во дворе дома №4 по улице Державина обнаружили труп женщины с открытой черепно-мозговой травмой. Преступников тогда не нашли. Однако спустя два года в Петрозаводской прокуратуре стали поговаривать, что "глухарь" скоро будет раскрыт.
Артем Ефремов впервые попал за решетку в мае 2002 года. Причина — грабеж.
— По глупости, — признается Артем. — Я досрочно освободился. Уже начинал строить какие-то планы, жить начинал нормально. Почти устроился на работу. Хотел, как все нормальные люди, в жизни чего-то добиться. Чтобы у меня были семья, дети. А что еще нужно?
Спустя три недели после освобождения Ефремова к нему домой пришли люди в форме. Попросили проехать с ними.
— Они говорили: "Ты че, не понял, зачем тебя сюда привезли? Вспоминай свои старые грешки", — рассказывает Артем. — А мне и вспомнить было нечего. За все грехи я отсидел. Тогда мне стали говорить про убийство какой-то женщины.
Через неделю Артема арестовали.
Все ради "поблажек"
Оказалось, нашлась явка с повинной. По словам Артема, ее из него "выбили" еще в СИЗО, когда он отбывал срок за старое преступление. Тогда его сокамерники Савичев и Макаров над ним издевались, били, грозили "опустить". Жалобы матери Артема в республиканскую прокуратуру, что на ее сына оказывается давление, не помогли. И он не выдержал. Под диктовку своих обидчиков Ефремов признался в преступлении.
На предварительном следствии все свидетели-заключенные как заговоренные твердили о том, что Артем им сам рассказывал, что убил женщину. Один даже утверждал, что был с ним в момент преступления. В невиновность Ефремова никто, кроме его родных, не верил. Дело ушло в суд, и будущий приговор уже, в общем-то, был очевиден. Однако...
Судебное разбирательство тянулось больше полугода и временами напоминало фарс. Свидетели преступления поголовно отказывались от своих показаний, признавая, что оговорили Артема. Один из заключенных вообще заявил, что у него есть неопровержимые доказательства невиновности Ефремова, но озвучить их он не может, так как боится за свою жизнь.
Заключенные на суде рассказывали удивительные вещи. Говорили, что некоторые из них получали от оперативных работников бланки протоколов явок с повинной и потом выбивали признания у своих друзей по несчастью. Другие соглашались оговаривать невиновных. И то, и другое, по их словам, делалось ради "поблажек": свидания, сигарет, телевизора и прочего.
Савичев и Макаров признались на суде: они "выбили" из Артема явку с повинной, уточнив, что об этом их просили оперативные работники. Из их слов следовало, что Ефремов просто стал очередной жертвой уже сложившейся системы.
Главный свидетель
У обвинения оставался последний козырь — свидетель преступления Борис Мельников. Он утверждал, что в день убийства был вместе с Артемом. По словам Бориса, вечером 6 сентября он вместе с другом Олегом поехал на Зареку, где тот познакомил его с Артемом. Они выпили, после чего Артем отлучился в квартиру знакомых, якобы в надежде найти место для посиделок. В это время они с Олегом познакомились с высокой девушкой лет двадцати пяти-тридцати. Незнакомка согласилась выпить с ними пива. Тут подоспел и Артем.
Борис утверждал, что девушка уже собиралась уходить, но решила сначала зайти за трансформаторную будку по естественной надобности. Артем отправился следом, якобы намереваясь тут же добиться от нее близости, а минут через пять вернулся и рассказал товарищам, что незнакомка ему отказала и он "треснул" ее трубой по голове. А через несколько дней стало известно, что женщина умерла.
Мельников бойко давал показания на предварительном следствии и уверенно повторил их на суде. И только несколько "но" никак не давали покоя адвокатам Артема.
Неувязочки
Еще во время предварительного следствия, на опознании, Мельников указал не на Артема, а на сидящего рядом статиста, заявив, что женщину убил именно он.
Девушка, которой, по словам Бориса, на вид было лет двадцать пять-тридцать, оказалась 37-летней женщиной, к тому же любившей выпить. Конечно, был поздний вечер, спьяну и в темноте чего только не померещится. Но вот еще какая неувязочка! Погибшая была ростом всего 147 сантиметров, а Мельникову показалась почти на 30 сантиметров выше. Согласитесь, ошибиться настолько — сложно.
Мельников уверял, что незнакомка была практически трезва, экспертиза же указывала на тяжелую степень опьянения. Были и другие расхождения.
Удивительно, как работники прокуратуры, расследовавшие это дело, не заметили столь очевидных ляпов в показаниях основного свидетеля. Ведь именно эти промашки явно указывали на то, что за решеткой сидел невиновный.
Кстати, Олег, который по идее должен был быть вторым свидетелем преступления, не подтверждал своего знакомства с Артемом.
Кто следующий?
Обвинение разваливалось на глазах. Но государственный обвинитель был непреклонен. Его заключительное выступление шокировало родителей Артема. Он просил для парня максимальное наказание — 15 лет лишения свободы. Удивила и заключительная речь сестры погибшей. Казалось бы, ей как никому другому было просто необходимо, чтобы за решетку отправился настоящий преступник, но она настаивала на том, что именно Артем должен быть наказан по всей строгости закона.
В день приговора мама Артема не находила себе места. Верила ли она в правосудие после того, как ее сын больше года провел за решеткой? Вряд ли.
И тем не менее суд его оправдал.
Дело отправили на новое расследование, дабы установить нового обвиняемого. Трудно предположить, кто им окажется на сей раз: настоящий преступник или случайный мальчишка, из которого можно выбить явку с повинной? И, если правдива история с операми, выбивающими руками преступников признания из невиновных, то должно быть служебное расследование. Оно ведется? "Карельской Губернiи" это неизвестно.
— Мне кажется, следующим будет мой сокамерник Макаров, — говорит Артем. — На одной из очных ставок он сгоряча ляпнул, что это он убил ту женщину.
Вопрос, кто ответит за то, что невиновный парень провел больше года за решеткой, расплачиваясь за чье-то преступление, остается открытым. Семья Артема уже подготовила иски на возмещение морального и материального ущербов, вот только смогут ли эти деньги компенсировать им всем год жизни?
Мы намерены и дальше держать читателей в курсе событий. "Карельская Губернiя" отправила запрос в городскую прокуратуру с просьбой прокомментировать историю с операми.
P.S. Имена и фамилии свидетелей изменены.
Тактика защиты
Олег Бутьянов, начальник оперативного отдела УФСИН РФ по РК:
— Жалоб от граждан поступает много, и все они рассматриваются, но такого, чтобы люди жаловались на то, что из них выбивают явки с повинной, ни разу не было. Заключенные пользуются своим правом обращения с жалобами. Никаких препятствий со стороны администрации нет. Жалобы можно отправлять в закрытом виде, администрация их не читает. Они поступают к нам, в прокуратуру, то есть в органы, надзирающие за уголовно-исполнительной системой.
Каждый подследственный несколько раз в неделю имеет возможность лично высказать свои пожелания начальнику учреждения, прокурору, начальнику нашего управления, уполномоченному по правам человека. Такого, чтобы подследственные не могли пожаловаться, в принципе быть не может.
Сколько я работаю (а это уже более 10 лет), о фактах выбивания явки с повинной не слышал. Она потому и называется явка с повинной, что человек ее дает добровольно. А те случаи, когда обвиняемый на суде заявляет, что из него в камере выбивали явку с повинной, как правило, связаны с тактикой защиты.