Тема номера ЧП внутреннего характера

Полина ЗЕМЛЯНИКИНА
№39 (486) 21.09.2005

В сегежской колонии УМ-220/7 неспокойно. Произошло ЧП. Некоторые жители Сегежи говорили о том, что в колонии охранники застрелили двоих заключенных. Кто-то утверждал, что никого не убили, а просто сильно побили восьмерых осужденных. Мол, остальных заключенных возмутило подобное отношение к братьям по несчастью, и они захотели поговорить об этом со СМИ. Требовали созвать пресс-конференцию, но ничего не добились.

Сегодня в Сегеже утверждают: охранников, применивших меры физического воздействия к обитателям колонии, взяли под стражу. Но что же действительно произошло в исправительном учреждении, до сих пор тайна, покрытая мраком. И работники Управления исполнения наказаний республики пока не собираются пролить на нее хоть какой-нибудь свет.

— Никаких убийств в Сегеже не было, — сказали в Управлении исполнения наказаний РК. – Произошло ЧП внутреннего характера. Идет расследование. Информация будет не раньше конца недели.

Стражи сами сядут?

По словам карельского прокурора по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях Вадима Кудряшова, двое сотрудников колонии действительно избили восьмерых заключенных. Известно об этом стало в результате прокурорской проверки медвежьегорского лечебно-исправительного учреждения. Среди его постояльцев оказался один сильно побитый осужденный из Сегежи. Он-то и рассказал о ЧП в колонии, где, кроме него, пострадали от рук надзирателей еще семь человек.

Как выяснилось, поводом для конфликта на зоне стали ложно понятые уиновцами интересы службы. К счастью, никаких беспорядков в зоне после инцидента не было. Все прошло тихо. Тихо потому, видимо, что все восемь пострадавших находились в карцере из-за нарушения трудовой дисциплины. Тут их и воспитывали с помощью резиновых дубинок надзиратели.

— 1 сентября на сотрудников колонии было заведено уголовное дело о злоупотреблении служебным положением с применением насилия и специальных средств, — говорит Вадим Кудрявцев, возглавляющий оперативно-следственную группу по данному уголовному делу. – Они взяты под стражу.

Если вина сотрудников колонии, которые достаточно давно работают в исправительном учреждении, подтвердится, суд может определить наказание от трех до десяти лет лишения свободы.

Побитые зэки сейчас чувствуют себя хорошо и на днях будут переведены из колонии в следственный изолятор.

УИН бунтует

Опыт показывает: у нас в Карелии все происшествия в местах лишения свободы (а всего в республике действуют три исправительные колонии, два лечебно-исправительных учреждения и два СИЗО) носят внутренний характер. А все потому, что, как утверждают представители УИНа, наш регион спокойный. Только побеги случаются иногда.

Бунтуют сегодня чаще сами сотрудники исправительно-трудовых колоний Карелии, подавая в суды иски на свое начальство с требованием выплатить им денежное довольствие (пайковые выплаты, компенсации на санаторно-курортное лечение и прочее). Например, в нынешнем году подали более 300 таких исков, и большинство из них были удовлетворены. Однако руководство УИН Карелии отказывается выполнять решения судов и выплачивать деньги своим подчиненным. Объясняется это отсутствием средств в бюджете Управления.

Среди сотрудников колоний нашлись семеро смелых (все — работники петрозаводской колонии УМ-220/9), которые решили воевать с начальством до победного. Люди обратились за помощью к депутатам Законодательного собрания РК, заявив, что, после того как выиграли судебные иски, они стали подвергаться "угрозам, шантажу и запугиванию со стороны руководства". Депутаты рекомендовали уиновцам "еще раз переговорить с руководством и найти решение проблемы". Но офицерский бунт невольно наводит на размышления: если к своим сотрудникам руководство управления так "человечно" относится, что уж говорить о заключенных? Не- удивительно, что и ЧП на территории колонии в Сегеже считается ЧП внутреннего характера, о котором СМИ знать необязательно.