Криминал Герой нашего времени?

Александр ФУКС
№40 (487) 28.09.2005

"Карельская Губернiя" уже писала о преступлении, совершенном 12 сентября возле кафе "Гамбург" в Петрозаводске. Среди бела дня на центральной улице в человека выстрелили из ружья. Через несколько дней по городу стали распространяться самые невероятные легенды и слухи. Наш корреспондент попытался составить наиболее вероятную картину происшедшего.

Легенда о Робин Гуде

Мужчина и женщина сидели за уличным столом в кафе "Гамбург" и ели. Неожиданно рядом резко затормозила и развернулась машина. Сделано это было настолько лихо, что комья травы и грязи из-под колес запачкали сидевших за столом людей. Молодой человек потребовал извинений. Но, судя по последствиям, извиняться никто не стал. Больше того, есть версия, что подъехавшие еще и избили недовольного посетителя. Тот, в свою очередь, пообещал устроить им "праздник", позвонил кому-то, и через несколько минут к месту событий подъехал черный джип "Ниссан", принадлежащий известному в городе, дважды сидевшему и дважды баллотировавшемуся в депутаты Олегу В. В джипе находились два человека: Олег и его водитель. После непродолжительной словесной перепалки один из них вытащил из машины ружье и выстрелил по людям, серьезно ранив дробью случайно оказавшегося там 23-летнего студента юрфака. По словам адвоката подозреваемого, В. просто вышел поговорить, а из его ружья выстрелил кто-то другой. Может быть, водитель. Но и это не известно, так как момента выстрела Олег не видел, а водитель, по совету адвоката, никаких показаний не дает. И, кроме того, говорит адвокат, этот "кто-то" попал не в случайно подвернувшегося студента, а в одного из участников конфликта.

Все они одинаковые

Эту историю вполне можно было бы отнести к разряду обычных, бытовых преступлений, если бы не одно существенное обстоятельство. Те, кто нагрубил и не извинилися, были азербайджанцы, а те, кто вроде как защищал попранную честь товарища, были русскими. В связи с чем история стала приобретать совершенно дикую окраску. Она быстро обросла слухами. И вот мы уже слышим о сотне азербайджанцев, напавших на трех смелых русских парней, которые не растерялись и дали уже наконец отпор этим "распоясавшимся кавказцам". Вполне образованные, адекватные вроде бы люди готовы одобрить уличную стрельбу лишь потому, что в результате пострадало пресловутое "лицо кавказской национальности". Некоторые мои знакомые, радуясь, восклицают что-то вроде "давно пора", "совсем обнаглели" и "я бы их всех в 24 часа да за пределы республики". Другие рассуждают о "благословенных" российских городах, где власти вообще запрещают селиться приезжим с Кавказа. И не важно: пострадал виноватый или безвинный — ведь "все они одинаковые". И не важна нехорошая репутация хозяина ружья — пусть о нем почему-то говорят как о представителе какой-то московской группировки, зато он "свой". Не важно, что в результате стрельбы посреди города мог быть ранен любой случайный прохожий. Общество серьезно больно ксенофобией и, кажется, упивается своей болезнью.

Кровь в голову — дробь в бедро

Дядя пострадавшего Мадад Мамедов утверждает, что в тот день его племянник с двумя товарищами ехал отмечать второй день свадьбы своих друзей. В "Гамбурге" они оказались совершенно случайно — заехали захватить еще одного приятеля. Они видели, что рядом происходит какая-то ссора, но причин ее не знали... Олег В. и его водитель включились в конфликт резко, не вдаваясь в тонкости и нюансы — ведь все "кавказцы", по мнению большинства из нас, на одно лицо, а, стало быть, для острастки можно пальнуть в любого. В результате парень, просто подошедший узнать, что происходит, получил заряд дроби в бедро и в живот, был прооперирован, ночь провел в реанимации, и его родственники не находили себе места, не зная, выживет ли он.

А человек, заваривший всю эту кашу, тот самый, который облил грязью обедавших и не пожелал извиниться, слава богу, жив, здоров и хорошо себя чувствует. Я попытался уточнить у него какие-нибудь подробности этого конфликта. Он счел нужным сообщить лишь то, что был пьян и ничего не помнит. По словам Мадада Мамедова, дяди пострадавшего, еще больше, чем стрелявшего, он винит в происшедшем этого человека. Тоже, между прочим, азербайджанца. Казалось бы, элементарная истина: в каждом народе достаточно неприятных людей, но составлять по ним впечатление о всей нации и радоваться горю любого ее представителя бесчеловечно.

Под подписку о невыезде

Стрелявшие были задержаны почти сразу. У них было изъято орудие преступления. Множество свидетелей были готовы дать по этому поводу свои показания. Впрочем, очень скоро и Олег В., и его водитель были отпущены под подписку о невыезде. Мы поинтересовались, неужели стрельба в человека средь бела дня на центральной улице города недостаточно серьезное преступление для того, чтобы содержать подозреваемого под стражей? Нам объяснили, что экспертиза еще не произведена, что показания свидетелей еще не проанализированы, очных ставок и опознаний пока не производилось, стало быть, делать какие-либо выводы еще рано. А раз так, то и оснований для содержания людей под стражей нет. И это почти через две недели после случившегося. Пока же Олег В. проходит по делу в качестве свидетеля, водитель молчит, их адвокат надеется, что дело будет закрыто по обоюдному соглашению сторон, а обыватели рады записать стрелявшего в защитника земли Русской.