Культура Репетиции оркестра

Наталья ВИТИВА
№40 (487) 28.09.2005

12 октября наши музыканты поедут покорять Москву. Оркестр русских народных инструментов "Онего" выступит в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Выступит не в первый раз и, надеемся, не в последний. Но каждый раз московский концерт — событие для маленького оркестра. Тем более когда поводом для него становится 30-летие коллектива. Чтобы показать все, на что способны, музыканты под руководством бессменного дирижера Геннадия Миронова репетируют с утра до ночи. Оркестрантам не привыкать. Вся их жизнь — это сплошные репетиции, которые дарили то слезы радости, то слезы огорчения.

Гордые советские люди

За границей "Онего" впервые оказался в 86-м году — на фестивале "Мелодии рабочих" в Финляндии. Во время концерта "Онего" один веселый зритель подошел к музыкантам и положил деньги прямо к их ногам. Банкир, который принимал оркестрантов, не растерялся — принес из банка три большие копилки в форме слоновьих голов. И народ стал активно бросать в них банкноты. А среди оркестрантов началась паника. "Что с нами будет?! Мы берем у иностранцев деньги!" — перешептывались они.

После концерта стали решать: что делать с гонораром. Хоть и жили, и питались карелы за счет принимающей стороны, никто не дал им ни копейки на "карманные" расходы. Онежцы могли только завистливо смотреть на витрины финских магазинов. Но решение собрания их коллектива, которое провел секретарь парткома "ОТЗ" Волнухин, было таково: советские люди гордые, у нас все есть, нам ничего не надо. Все деньги отдадим в фонд фестиваля.

Финны сопротивлялись — у них все просчитано, проплачено, лишние средства им не нужны. В результате оркестр "Онего" уехал на родину с гордо поднятой головой и без заграничных покупок.

Вернись, флейтист

Оркестранты "Онего" отправились прокладывать тропу дружбы между Петрозаводском и Тюбингеном. Полмесяца гастролей по Германии! И вдруг в Берлине на вокзале флейтист заявил, что забыл свою флейту в поезде. И ушел за инструментом. Больше его онежцы в Германии не видели. Оказалось, что музыкант встретился в пути в Варшаве со своим дядей и... решил вернуться в Польшу. Пока наши народники колесили с концертами по немецким городам и весям, флейтист спокойненько отдыхал у родственников. А позже на одном поезде с оркестрантами вернулся домой.

Пятки дирижера в зал!

В Марциальных Водах концертная площадка миниатюрна. Онежцы в количестве 45 человек умудрялись втиснуться с инструментами на сцену, устраивались по трое на лавочке и играли. Но вот для дирижера здесь обычно места не было. Геннадий Миронов, не желая покидать сцену, как капитан корабля, работал, стоя буквально на носках. Его пятки находились за пределами сцены и тянули пойти в народ. Но Миронов ни разу не упал со сцены!

Во время зимних гастролей по родной республике желание покинуть зрительный зал у музыкантов возникало не раз. Но они мужественно играли в неотапливаемых клубах. Одевали на себя сразу по три теплых костюма. И все равно руки синели от холода, пальцы почти не слушались.

Двух евреев не брать

Однажды "Онего" собрался в Финляндию на гастроли. В последний день дирижеру сообщили, что по решению обкома партии в поездку не едут трое членов коллектива. Без объяснения причин не пустили Дорошину, Костина и Левина. Хотя, например, дочери последнего, которая также работала в оркестре, препятствий для поездки не чинили. Причину объснили в кулуарах так: нельзя двух евреев сразу пускать за рубеж.

— Уезжали мы тогда со слезами на глазах, — говорит Геннадий Миронов. — Представляете, каково оркестру русских народных инструментов остаться без баяниста? Уже в поезде балалаечника пришлось посадить за баян. К счастью, он блестяще справился.

Когда приехали из Финляндии, дирижер отправился в обком партии отчитываться.

— Все вернулись? — был первый вопрос руководства.

Умру, но доиграю

На первое десятилетие "Онего" в Петрозаводск приехала масса именитых музыкантов. Худрук и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов им. Н.П. Осипова Николай Калинин серьезно готовился к концерту. Он допоздна репетировал с коллективом на сцене Дома культуры ОТЗ. В это время уже начинались дискотеки в холле клуба. Оркестранты не отвлекались по пустякам и не сразу и заметили, что вся молодежь, пришедшая на танцы, постепенно перебралась к ним в зал. Ребята тихонько сидели и слушали народную музыку до самого конца репетиции. "Вот она — волшебная сила искусства!" — восклицал Калинин.

Тогда же на юбилее "Онего" выступал один из солистов оркестра имени Осипова. Во время концерта у этого балалаечника пошел камень из почек. Музыкант категорически отказался от госпитализации. И врачам "скорой помощи" пришлось дежурить за кулисами. Ему делали уколы, он возвращался на сцену и доиграл свою партию до конца. Уже вечером артист "родил" карельский камушек, который хранит до сих пор как память о шикарном концерте.

Палочка-выручалочка

Как-то после концерта в институте им.Гнесиных в Москве Геннадий Миронов вместе с Николаем Калининым не заметили, как за приятной беседой с друзьями засиделись допоздна. Общественный транспорт уже не ходил, а добираться до дома нужно было. Все попытки профессора Калинина поймать такси провалились. Тогда Миронов достал из кармана пиджака дирижерскую палочку, вышел на дорогу и стал ею энергично махать. Такси сразу повиновалось маэстро.

Фрак-долгожитель

"Перестройка" уничтожила самодеятельный коллектив "Онего", но дала жизнь профессиональному оркестру "Онего". Сегодня он — гордость Карельской филармонии. С "Онего" с радостью соглашаются работать известные российские артисты. И что в канун своего 30-летия коллектив имеет: один компакт-диск (спасибо добрым шведам — они сделали это по своей инициативе и за свои деньги), три семейные музыкальные пары, которые нашли друг друга в оркестре, и полное отсутствие материального благополучия. Фрак Геннадия Миронова, например, отслужил верой и правдой 25 лет. Только два года назад благодаря фонду "Гармония" у онежцев появились новые концертные костюмы. Возможно, вскоре оркестранты вновь переоденутся. Один спонсор заказал костюмы для музыкантов у московского модельера, который одевает Зыкину. Еще бы найти щедрых людей, которые приобрели бы для оркестра новые инструменты. Например, габой за 6-8 тысяч долларов. Увы, очереди из желающих сделать широкий жест не наблюдается. Но музыка "Онего" еще звучит! 5 октября ее можно услышать в Большом зале филармонии в Петрозаводске, а 12 октября — в Москве.