Экономика Миллионов не хватает

Арина Громова
№40 (487) 28.09.2005

Неделю назад частные перевозчики шокировали петрозаводчан заявлением, что цены на проезд в маршрутных такси увеличатся на два рубля. Объяснили и причины: подорожали запчасти для машин, нужно увеличить зарплату водителям, возросла стоимость бензина и нужно менять подвижной состав.

По словам сопредседателя Ассоциации пассажирского транспорта Карелии Игоря Гусарова, они долгое время сдерживали цену, но...

Маршрутки, что возили нас по десять рублей, подорожают до двенадцати, восьмирублевые — до десяти. Для тех же, кто считает, что это запредельно дорого, перевозчики подготовили другие цифры: они утверждают, что себестоимость проезда в маршрутном транспорте составляет 13-14 рублей. После подобных заявлений так и хочется поблагодарить щедрых предпринимателей, что заботятся о карманах горожан.

Предположительно, подорожание произойдет в октябре. Все зависит, как скоро все перевозчики смогут между собой договориться. Однако, учитывая их количество, сделать это будет нелегко. Если в Мурманске один предприниматель курирует перевозки, в Санкт-Петербурге и Москве — три, то в Петрозаводске — пятнадцать независимых "частников".

Если бы не план...

Но есть и другая точка зрения. Поговорив с водителями "Газелей", мы узнали, что стоимость проезда можно было бы даже снизить (!), если бы хозяева маршрутов согласились умерить свои аппетиты.

Есть некий план, который водитель машины должен сдавать хозяину в конце каждого рабочего дня, независимо от заработка. На разных маршрутах он свой — от 800 до 1100 рублей. С тех же, у кого своя машина, владелец маршрута собирает от 4 до 6 тысяч в месяц.

Нынешняя завышенная стоимость проезда, по словам водителей, экономически никак не оправдана. Просто так захотел хозяин. Многие недоумевают: почему одни маршрутки ездят по восемь рублей, а другие по десять? Может быть, дело в километрах? Нет: маршруты примерно одинаковые — 20-25 километров. На самом деле все зависит от количества транспорта на маршруте. Например, маршруток №4 в городе переизбыток, и чтобы все они, даже если ездят полупустые, могли хорошо "кормиться", проезд в них стоит 10 рублей. А вот маршруток №1 гораздо меньше и они приносят хорошую прибыль, передвигаясь даже по 8 рублей. Вывод: с некоторых маршрутов нужно просто убрать лишние машины. Собираются ли петрозаводские власти навести здесь порядок? Ведь если аппетиты у пятнадцати перевозчиков велики, то почему страдать должны горожане?

Эксперимент

Предоставить какие-либо конкретные расчеты будущего подорожания перевозчики не смогли.

Тогда мы решили сами подсчитать: действительно ли перевозить людей на "Газельках" убыточно. День и время выбрали не самые удачные для заработка маршрутчиков: пять часов вечера в воскресенье. Сели в первую же попавшуюся маршрутку и проехали весь маршрут. За это время в машине побывали 46 человек. Подобных рейсов, по признанию самих же водителей, в день у них более десяти. Теперь умножим количество человек на стоимость проезда (возьмем по минимуму — 8 рублей) и на количество рейсов. Получается 3680 рублей. Если вычесть из этой суммы затраты на бензин — около 800 рублей и мзду владельцу маршрута — максимум 1100 рублей, получается, что чистая прибыль водителя за день 1780 рублей. Работают водители "Газелей", как правило, два через два, следовательно, их месячная заработная плата получается около 25 тысяч рублей. А прибавьте к этому суммы, заработанные в будни в часы пик... Вывод очевиден: несмотря на подорожание бензина, прибыль от частных перевозок осталась колоссальной.

Но это для водителей. Теперь о владельцах маршрутов. Может быть, они остались внакладе?

Если дань с каждой машины — от 800 до 1100 рублей в день, а авто на маршруте как минимум десять, владелец маршрута по минимуму имеет в месяц около 240 тысяч рублей и около трех миллионов рублей в год. Даже если вычесть из этой суммы обслуживание машины (берем опять же по максимуму — 50 тысяч в год с одного автомобиля), суммы остаются впечатляющими.

Принуждают спонсировать

Если водителям маршруток живется хорошо, владельцам маршрутов еще лучше, тогда с чего взялось столь существенное подорожание? Увеличение цен на бензин и запчасти, судя по подсчетам, не слишком снизило доходы от этого вида бизнеса.

"Не нужно забывать о необходимости менять подвижной состав: избавляться от "Газелей" и запускать "ПАЗики". Одна новая машина стоит около 700 тысяч рублей", — говорят перевозчики. Видимо, чтобы годами не дожидаться, пока эти машины окупятся, перевозчики решили найти для их покупки спонсоров в лице горожан. Увеличения стоимости проезда всего на два рубля в лихвой хватит, чтобы, не теряя привычной прибыли, окупить "ПАЗики" еще до их покупки. Вот вам и вся математика.

Еще не факт, что стоимость проезда увеличится именно на два рубля. Если бензин будет дорожать, в чем сомневаться, к сожалению, не приходится, билетики могут стать золотыми.

Есть, правда, одно "но". Маршрутчики прекрасно понимают: если в городе появятся еще несколько десятков муниципальных автобусов с ценой за билет 6 рублей, курсирующих по схожим с частным транспортом маршрутам, доходы от этого бизнеса резко сократятся и никакое подорожание им уже не поможет. Возможно, именно поэтому перевозчики так надеются, что стоимость проезда в муниципальном транспорте тоже вырастет. И наверняка пытаются надавить на городские власти с требованием увеличить стоимость проезда в муниципальном транспорте. Пока в администрации города разговоров об этом нет. Но ведь не слышно от мэра и требований не допустить бесконечного роста цен на проезд в маршрутках! Горожанам остается только гадать, чьи интересы защитит мэрия на этот раз: простых петрозаводчан или миллионеров-частников. Октябрь покажет.