Тема номера Отказали тормоза

Илона РАДКЕВИЧ
№40 (487) 28.09.2005

Все помнят трагедию по дороге на Бесовец, происшедшую шестнадцать лет назад на железнодорожном переезде. Тогда под поезд попал полный людей автобус. И когда в минувшую субботу стало известно про сорвавшийся с обрыва рейсовый автобус, слухов было столько, что люди не знали, чему верить.

Точно знали только то, что ПАЗик двигался по Лососинскому шоссе в сторону деревни Машезеро. На девятом километре автодороги с автомобилем что-то произошло, и автобус перевернулся вместе с пассажирами.

Лишние пассажиры

Попытаемся восстановить хронологию событий.

В 7 часов 50 минут водитель получил путевой лист и прошел медосмотр. В 8.10 технический осмотр прошел его автомобиль. В 8.45 автобус с пассажирами отъехал от автовокзала. По заверению замдиректора "Карелавтотранса" Сергея Величко, в ПАЗике было, как и положено, 26 человек. Остальные люди сели в автобус позже. Однако очевидцы утверждают, что в автобусе изначально было значительно больше пассажиров. Как бы то ни было, в момент аварии в салоне ПАЗика находилось порядка 45 человек, при максимально допустимой вместимости 36 человек.

В 9.05 сообщение об аварии поступило в спасательные службы города. Еще через 6 минут о случившемся узнал и владелец автобуса, частный предприниматель Виктор Черненький.

— Я был в шоке, — говорит предприниматель. — Там же негде разогнаться. Я сразу отправил туда автобус и сам поехал на место. То, что я увидел, было ужасно. В воскресенье я был в БСМП и разговаривал с пострадавшими. Никак не мог понять, почему произошло ДТП.

В тот же день в администрации Петрозаводска собрали экстренное совещание членов Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности. Специалистам "Карелавтотранса" было указано немедленно проверить автобусы частных предпринимателей на предмет технических и прочих нарушений. С согласия предпринимателя Черненького вместо его автомобилей на маршрут вышли машины "Карелавтотранса".

Кроме того, скорее всего, теперь будут пересмотрены правила выхода автобуса на маршрут, и технический осмотр автобусов станут производить прямо на автовокзале.

Опыт не помог

На маршруте "Петрозаводск — Машезеро" 41-летний водитель не проработал и десяти дней. 15 сентября он был принят на работу, прошел стажировку и начал возить людей на дачи. Однако сказать, что за рулем сидел непрофессионал, нельзя — у шофера внушительный водительский стаж.

За прошедшие с аварии дни выдвигалось несколько версий случившегося. Сначала решили, что у ПАЗика отказал двигатель и не сработали тормоза. Сейчас причиной случившегося называют "неправильные действия водителя при движении задним ходом".

В день аварии многие удивлялись: "Куда там можно упасть?" И действительно, проедь автобус еще хотя бы пятнадцать метров, не было бы никакого падения, потому как не было бы обрыва. Но по странному стечению обстоятельств автобус занесло именно в эту, едва ли не единственную на всем пути яму.

Подъем, который ПАЗик не сумел преодолеть, — самый крутой на маршруте. По словам пассажиров автобуса, они всегда беспокоились о том, "как же он, такой старенький, взберется на эту гору". Внушительный возраст автомобиля — 12 лет — постоянно напоминал о себе. Вот и в эту субботу машина тяжело карабкалась вверх. Уже практически преодолев подъем, автомобиль внезапно заглох и сначала покатился, а потом и понесся назад. Через считанные секунды ПАЗик слетел с обрыва высотой 3-4 метра и перевернулся на бок.

Страх

— Первое, что я почувствовал, это страшное удивление: неужели это произошло со мной? — рассказывает Сергей Самсонов, один из пассажиров автобуса. — Когда автобус перевернулся, я слетел с сиденья. Стало темно. Потом появился свет. Я пошевелил руками и ногами и понял, что они целы. От этого сразу стало легче.

Сергей Викторович не сразу понял, на что упал. Потом только осознал, что под ним были люди. На тех, кто оказался в самом низу, обрушились не только все пассажиры с вещами, но и сиденья автобуса, хлипко привинченные к своим местам.

Началась паника. Большая часть людей выбирались через разбитое заднее стекло автомобиля. Двое крупных мужчин помогали людям выползать из машины и ругались на них за то, что те, никого не замечая, пробирались к долгожданному выходу. Ругались и стонали и те, кто был снизу. Люди просили не ходить по ним. Однако в тот момент человеческим разумом руководил страх. В безопасности пассажиры почувствовали себя только тогда, когда все оказались на улице.

Немного успокоившись, люди потихоньку начали забираться обратно в автобус в поисках своих вещей. Сергей Самсонов при падении потерял ботинки и очки. Вернувшись в автомобиль, он обратил внимание, что в салоне много крови.

— Это счастье, что деревья помешали автобусу сделать второй оборот, — уверены пассажиры, — если бы машина перевернулась еще на раз, в живых остались бы единицы.

Без жертв

На место происшествия сразу выехали шесть бригад "скорой", три группы спасателей, два пожарных расчета, два расчета ГИБДД и оперативные группы МВД и МЧС республики.

Выяснилось, что при падении автобуса пострадали 27 человек, шестнадцати из них медицинская помощь была оказана прямо на месте, одиннадцать человек (среди них 14-летний ребенок) госпитализировали с травмами различной степени тяжести. Чудом обошлось без жертв. Сейчас опасение вызывает здоровье двух человек. Их состояние врачи оценивают как среднетяжелое. Всем пассажирам теперь должны компенсировать проезд, материальный и моральный вред.

Судя по состоянию, в котором в понедельник находился владелец автобуса, авария стала для него настоящим потрясением. Он действительно готов помогать пострадавшим. Люди же уверены, что предприниматель должен понести серьезное наказание за случившееся. Они не сомневаются, что неисправный автобус оказался на линии именно по его вине. А петрозаводскую мэрию будоражит вопрос, кого уберут с работы из-за аварии. Хотя лучше бы там думали о том, как предотвратить повторение подобной трагедии.