Самая обыкновенная рыбалка стала для жителя Костомукши роковой. 39-летний рабочий горно-обогатительного комбината "Карельский окатыш" Олег отправился поудить рыбу. Место рыбалки – речка между озерами Омппаиярви и Юриккоярви – опасений не вызывало. Не лесная гуща, рядом несколько дачных поселков. Олег и предположить не мог, что на тропинке на него нападет медведь.
— Он появился внезапно, — вспоминает мужчина, — как будто из-под земли вырос. Мы стояли друг напротив друга где-то секунды три. Медведь выглядел так, как будто на кого-то охотился. В глаза я ему не смотрел, помнил о предостережениях: нельзя смотреть зверю в глаза. Но это не спасло. Зверь бросился на меня. Я кричал, отбежал, наверное, метров семьдесят от тропы. Медведь не отставал. Наверное, если бы я добрался до озера, медведь бы в воду за мной не полез. Я же помчался совсем в другую сторону. Постепенно бежать становилось все труднее и труднее — я попал в болото. Тут меня и настиг медведь. Повалил на землю, начал кусать лицо. Я пытался защищаться руками, медведь искусал и руки...
Атака хищника
Когда зверь наконец оставил Олега, тот еще некоторое время лежал без движения. Потом понял: надо выбираться, ведь медведь питается в основном падалью и спустя некоторое время обязательно возвращается к своей жертве. Мужчина, собрав последние силы, поднялся. Попытался залезть на дерево в надежде, что там медведь его не достанет. Он ничего не видел, лицо было залито кровью. И ничего не чувствовал, столь силен был шок.
— Я полз и полз, — рассказывает Олег, — потом подумал: медведь ведь может спокойно подняться за мной следом... Спустился обратно… Еще немного полежал. Ножом срезал с плеч рюкзак, снял резиновые сапоги. И в носках стал пробираться к оставленной в двух километрах от озера машине. Тогда единственным желанием было содрать остатки своего лица. Они мешались, цеплялись за ветки.
Вскоре глаза начали немного видеть. Олег добрался до машины, взял в руки мобильный телефон. Батарейка села, он достал зарядное устройство и зарядил аппарат. Позвонил жене, попросил вызвать "скорую" и найти его друзей, которые знали, куда он отправился рыбачить. Коллега по работе, приехавший полчаса спустя, нашел Олега сидящим на переднем сиденье машины. Он боялся подойти к изуродованному и залитому кровью товарищу. Даже врачи "скорой", увидев пострадавшего, в первый момент бросились врассыпную.
— Когда муж позвонил мне, я не знала, что делать, — говорит жена пострадавшего Светлана, — потом уже вместе с врачами приехала на "скорой". У молоденькой медсестры дрожали руки, я помогала накладывать жгут. Олегу понадобились пять операций, семь доноров для переливания крови. У мужа оказались сломаны обе руки. Он несколько дней находился между жизнью и смертью. Да и теперь еще долго будет лечиться, а на лице придется сделать несколько пластических операций.
Олег – не единственная жертва медведя-людоеда. Три недели назад в районе Лососинного хищник напал на мужчину. Молодой человек, завидев зверя, бросился бежать. Медведь догнал его и вцепился в бедро. К счастью, пострадавший сумел вырваться. Молодого человека доставили в железнодорожную больницу Петрозаводска. Сейчас мужчина уже дома. Ему повезло куда больше, чем Олегу, который еще не скоро вернется к нормальной жизни.
Лицензия на убийство
Валентин Ромин, охотовед Карельского общества охотников и рыболовов, утверждает, что случаи нападения медведей на людей в Карелии крайне редки. По крайней мере, так было до последнего времени. Сейчас же косолапых мишек в лесах республики развелось больше, чем надо: вступил в силу закон, по которому отстреливать медведей можно только по лицензии. Стоимость ее составляет 3000 рублей, плюс еще 1000 — на аренду охотничьего угодья. Отстрелять разрешено всего 5-6 процентов от общего количества медведей.
— Лет десять назад на мишек охотились просто так, — поясняет Валентин Ромин, — даже премию за убитых хищников давали. Сейчас совсем другая ситуация: желающих поохотиться мало. Хотя искать причину нападений только в том, что медведей много, не надо. Косолапые нападают обычно в двух случаях: когда у него отбирают добычу или когда человек подходит близко к маленьким медвежатам. Тогда медведица уж точно спуску не даст. У меня знакомый случайно напугал маленького мишку. Так медведица еще несколько километров за его машиной гналась. Я и сам с медведем несколько раз в лесу встречался. Хорошо, собака со мной была.
По словам охотоведа, трудно объяснить всплеск агрессии медведей. У зверей, как и у людей, характер разный. Кто-то неконфликтный, спокойный, а кто-то при любом удобном случае лезет в драку. Но важно одно: раз попробовав человеческой крови, зверь наверняка станет людоедом. И будет охотиться уже целенаправленно на людей. Случись подобное нападение где-нибудь в тайге, местные жители давно бы расправились с медведем-людоедом. Обычно даже засады устраивают рядом с тем местом, где хищник в прошлый раз оставил свою жертву. У нас же подобные меры никто принимать не собирается.
— Как же его ловить-то? – удивляется Валентин Ромин. — Это, получается, надо лицензию покупать, ехать в те места... Просто так никто отстрелить не даст, кучу документов придется собрать.
Мишкина самозащита
Виктор Потиевский, главный редактор журнала "Охота и рыбалка" и известный карельский писатель, приводит пугающую статистику: в России в 90-х годах XX века насчитывалось 110 тысяч волков и всего три случая нападения серых на людей. Причем атаковали волки только тогда, когда их "загоняли". Медведей же в России тогда было тысяч 40-50, а нападений – 800, причем 300 закончились гибелью человека. А ведь в 90-х годах еще не действовал закон, ограничивающий отстрел медведей.
— Если медведь напал на человека, его надо немедленно отловить, — говорит Виктор Потиевский. — Он будет нападать снова и снова. Осторожный, бесшумный зверь. Власти просто обязаны заниматься подобными случаями.
Однако Владимир Марковский, заместитель начальника охотнадзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, считает иначе.
— Наши охотоведы с собаками специально отправились под Костомукшу, на место происшествия. Пытались понять, что произошло. Наша версия: пострадавший спугнул медведя из малинника. Тот в свою очередь напал. Это была скорее самооборона, поэтому отстреливать медведя мы не будем. Он же не намеренно караулит людей. И людоедом он стать не успел, потому что только слегка покусал человека. Конечно, если будут еще случаи нападения, то зверя придется уничтожить. Иначе нельзя, мы такими темпами вообще всех мишек можем уничтожить. Надо понимать: лес – это дом для зверей, поэтому вести себя надо как гость. Кстати, если бы люди знали, сколько медведей бродит по лесу, пока они грибы собирают, они вообще никогда бы больше за грибами не пошли. Просто косолапые прячутся.
В Лососинном, по словам Владимира Марковского, случай еще проще. Тамошний медведь спокойно вышел из-за ельника, а человек его напугал. Медведь атаковал. Обыкновенная самозащита. Да и незачем медведю охотиться на человека — в этом году в лесу полно ягод.
Неясным остается лишь один момент. Олег и его жена утверждают, что спустя несколько дней после случившегося им позвонили из охотнадзора, расспросили о трагедии. Сказали, что поедут на место происшествия с проверкой. Олег попросил забрать его рюкзак и сапоги, которые он бросил там. Когда его друзья спустя несколько дней приехали на место "преступления", вещи так и лежали. Да и сам Олег прекрасно помнит: никакого малинника там не было. Какая малина растет на болоте?!
Что делать, если вы встретили медведя
Бывалые охотники советуют: главное – не убегать. Медведи людей не боятся, только опасаются. Надо показать, что ты сильнее. Лезть на дерево практически бесполезно – если медведь небольшой, он спокойно залезет вслед за человеком. Лучшими помощниками при подобных встречах могут стать спички или нож. Они способны отпугнуть медведя. Главное – успеть ими воспользоваться. Еще один совет от охотников – "орать благим матом и размахивать руками". Хотя известны случаи, когда людей спасало совсем другое поведение. Например, одна девушка просто медленно, без лишних слов и движений, тихонько пятилась назад. Дошла до поворота и бросилась наутек. Медведь не успел вовремя среагировать и не поймал жертву. Вступать же в схватку с косолапым не рекомендуется. Сами понимаете, почему.