Детский дом для большинства сирот является домом лет до 18-ти. Стоит им, лишенным любящей семьи, окончить училище или техникум, как государство, выдав пособие в размере 28-30 тысяч рублей, отпускает их на волю. Ребята, имеющие собственное жилье и приличную сумму на сберегательной книжке, сложившуюся из скопившихся пенсий по потере кормильцев-родителей, более-менее знают, как обойтись с этой волей. Те же дети, у кого мамы и папы лишены родительских прав и должны, но не платят алименты, как правило, остаются без всяких накоплений. Они после детского дома вынуждены возвращаться в семьи к родным-алкоголикам. Кому же нужна такая воля?! Поэтому девчонки, мечтая о независимости и большой любви, нередко стараются побыстрее устроить свою жизнь. Но чем заканчивается для невест-сирот эта охота за счастьем? Об этом несколько историй из жизни обитательниц петрозаводских детдомов и школ-интернатов.
Обреченные на одиночество
В одном из специализированных коррекционных учреждений Петрозаводска, где находятся умственно отсталые дети, преподаватели знают: когда их воспитанники вступают в подростковый возраст, жди беды. Тинейджеры хотят попробовать все. И остановить взрослеющих детишек при их заболеваниях трудно. Так не удалось уследить в прошлом году за одной из воспитанниц.
Девочка никак не могла найти общего языка с собственной мамой. Помощи от отца-инвалида, находящегося на лечении в психиатрической клинике, ждать не приходилось. В результате сложный ребенок, не обладающий психическим здоровьем, попал в реабилитационный центр. Там выяснилось, что Полина (это и другие имена изменены) в свои 14 лет уже не девушка. Там же она прошла курс лечения у гинеколога.
Подростка поместили в специализированное учреждение. Вскоре девочка остался совсем без родных. Ее мама, тяжело болевшая на протяжении года, умерла. Это Полину еще больше обозлило: "Мать меня оставила совсем одну".
Однажды воспитатель учреждения, тщательно следившая за менструальными циклами своих подопечных, всерьез забеспокоилась: у девочки была задержка. Полину показали врачам. Медики заявили, что это не беременность, а заболевание, и назначили лечение, курс которого не дал результатов. Пришлось работникам учреждения свою воспитанницу снова вести к врачу. На этот раз медики определили: девочка беременна. Оказалось, в поисках любви она иногда незаметно для глаз воспитателей убегала из интерната, забирая ключи от квартиры, где некогда жила с мамой...
— Пятнадцатилетний ребенок сразу заявил, что рожать не будет, — рассказала замдиректора школы-интерната Татьяна Мошникова. — Мол, куда мне этот ребенок?! Поскольку девочка — инвалид, была проведена клинико-экспертная комиссия при республиканском психоневрологическом диспансере. Там наша воспитанница снова подтвердила свои намерения сделать аборт. Беременность прервали.
Увы, наши воспитанники чаще обречены на одиночество. За последние пять лет только три девочки вышли замуж, родили детей. Тем же, кто остается без семьи, выжить нелегко. Мы даже не можем предоставить им возможность получения нормальной профессии. Если мальчикам еще предлагают более-менее приличную специальность, то девочки могут рассчитывать только на профессии овощевода, цветовода или швеи. О каком счастье здесь можно говорить?!
Маленькая семья
Наверняка не думала петрозаводчанка, взявшая из детского дома маленькую девочку, что спустя годы ей придется возвращать ребенка в сиротское учреждение. На свою беду она долго скрывала от дочери факт усыновления. И когда в период подросткового возраста Алина случайно узнала о том, что она неродная, между мамой и дочерью возник конфликт.
— Мама и дочь очень любили друг друга, — рассказали "Карельской Губернiи" в одном из петрозаводских детских домов. – Но понять, простить друг дружку не могли. В результате шестнадцатилетняя девочка попала к нам – беременная, сразу после поездки с мамой на юг. Мы вместе с этой семьей, состоящей из двух женщин, тщательно работали, вместе ходили по врачам. В итоге родилась прекрасная здоровая девочка. Мама забрала 17-летнюю дочь с внучкой домой. Сейчас отношения в семье вроде бы наладились. Дай Бог...
Подрастешь, будешь мне женой
Два года назад из одного из сиротских учреждений сбежала тринадцатилетняя Наташа. Она долго находилась в розыске. При этом девочка периодически звонила воспитателям: мол, не переживайте, жива, здорова. Когда же Наташа вернулась в детский дом, она была беременной.
— Тогда-то наша девочка рассказала, где она была, с кем жила, — поделилась директор детского дома Любовь Алексеева. — Оказалось, она влюбилась в мужчину, который был гораздо старше ее: ему 20 лет. Поскольку боялась, что мы привлечем его к ответственности, а все это время она жила именно у него, имени его не называла. По ее словам, избранник ей сказал: "Подрастешь, будешь моей женой".
Специалисты решили, что необходимо прервать беременность из-за серьезного заболевания подростка.
После аборта прошло больше года. Девочка живет в детском доме, но продолжает встречаться со своим взрослым мужчиной. Она надеется на то, что станет женой и матерью. Может, и действительно в этом ее счастье?
А малышку отдали в дом ребенка
Пятнадцатилетняя Ольга поступила в детский дом, уже переболев венерическими заболеваниями. Здесь она забеременела и приняла твердое решение рожать. То, что у малыша не будет отца, ее не смущало.
— Мы подняли всех близких девочки, — рассказала директор детдома Ирина Неровня. – Девочка нуждалась в помощи. Когда на свет появилась крошечная малышка, бабушка юной мамы забрала внучку с правнучкой к себе. Приятно было и то, что нашу воспитанницу очень хорошо приняли соседи. Они сразу окружили ее заботой и вниманием.
Однако через месяц после рождения девочки бабушка Ольги умерла. Поскольку молодая мамочка не имеет ни образования (учится в 9-м классе), ни денег, ни родных, в детдоме решили временно поместить ее малышку в дом ребенка. И сегодня Ольга, работники учреждения, соседи посещают девочку, которой исполнился годик. Юная мама собирается учиться на повара. В детдоме надеются, что Ольга вскоре заберет малышку из дома ребенка.
Охота на мужей
Однажды сразу три семнадцатилетние выпускницы одного из детских домов осчастливили своих преподавателей новостью: "Мы беременны!" Все девчонки были городскими, учились в профтехучилищах. И все не имели собственного жилья. За личное счастье выпускниц пришлось побороться работникам детдома.
— Мы ходили в семьи избранников наших девчонок, поскольку знали, с кем кто встречается, — поделилась замдиректора детского дома Наталья Филина. — Разговаривали с молодыми папами, которым было 18, 22 и 28 лет. Те, кто помоложе, сразу согласились жениться. Двадцативосьмилетний поначалу не планировал связывать себя брачными узами, но потом сдался. Сегодня все новоиспеченные папы официально зарегистрировали отношения с нашими воспитанницами. Девчонки живут в квартирах своих мужей. На момент рождения детей они были более-менее материально обеспечены: девочки, окончив училище и встав на учет в службу занятости, получили неплохие деньги.
Счастье есть?
Влюбляются и женятся воспитанники сиротских учреждений и между собой. Так, весь детский дом собирал стол для восемнадцатилетних Маши и Андрея. Андрей – круглый сирота, у Маши родители лишены родительских прав. Так что со стороны близких помощи ребята не ждали. Свадьбу им сыграли работники детского дома. Они же через четыре месяца после торжества встречали ребят из роддома. У Маши родился сынок, одежку и коляску для которого также помогали покупать воспитатели.
Сегодня молодой семье сирот приходится нелегко. Они живут в квартире вместе с лишенной родительских прав мамой Маши, которая выпивает. Но ребята справляются. Андрей сам отремонтировал комнату, работает в строительной фирме. Маша, находясь в академическом отпуске в техникуме, сидит с малышом.
В другом детдоме в уходящем году отметили свадьбу бывших воспитанников. Ребята соединили жизни в 22 и 21 год. Но любовь между ними вспыхнула давно. Валера влюбился в Лену еще подростком, но семью решил создать, когда встанет на ноги. Сегодня он имеет хорошую профессию, квартиру, машину. А скоро будет иметь и ребенка. Так сироты обрели то, что отняла у них судьба, – полноценную семью. Значит, счастье есть?!
Выдаем презервативы
С ранней беременностью в сиротских учреждениях борются с помощью профилактических бесед.
По словам сотрудников детских домов, когда дети к ним поступают, они уже знают, чего ждать от новеньких. Ребята какой-то период находятся в реабилитационном центре, где проходят первое медицинское обследование. Естественно, девочек, играющих во взрослые игры, сразу берут под особый контроль.
— Проблема ранней беременности в наших учреждениях есть, – говорит руководитель отдела опеки и попечительства администрации Петрозаводска Нина Лыскова. – Дети из неблагополучных семей, как правило, имеют опыт сексуальной жизни. Причем опыт негативный. Но что касается абортов в детдомах, то это единичные случаи.
Как же мы боремся с ранней беременностью своих воспитанниц? Специальных таблеток для юных девушек у нас нет, а выдавать другие средства контрацепции мы не имеем права. Поэтому наше единственное оружие против ранних абортов – это контроль, профилактические беседы, тесный контакт девочек с медиками и раздача презервативов. Презервативы даем как девочкам, так и мальчикам.