Наверное, у многих еще свежо в памяти приключение, случившееся минувшим летом в лесу после дискотеки на одной из турбаз под Петрозаводском. Тогда служба наркоконтроля провела блестящую операцию по выявлению сорока курильщиков марихуаны и глотальщиков таблеток. Знатная была облава: с шапочками во все лицо, с одноразовыми стаканчиками и публичной сдачей анализов под покровом белой карельской ночи. Но в конце концов у всех свои методы работы, свои успехи и свои перегибы. В нынешний свой визит в Лос-Анджелес я узнал о нюансах борьбы с наркотиками в городе ангелов.
Храни меня, мой талисман
Эта история произошла с моим давнишним американским знакомым Степой Соболевичем – бывшим хоккеистом и фанатичным поклонником рукопашных единоборств. Родом он из Белоруссии, в Штаты приехал 11 лет назад и более половины этого срока честно трудится "лимузинщиком". Временами он навещает родню в белорусской деревне. И вот однажды мать дала Степе в дорогу щепотку соли. Вроде как оберег. Чтобы от неприятностей защищала и несчастья отваживала. Завернула в бумажку, положила в дорожную сумку, и стал Соболевич с тех пор летать самолетами под надежной соляной защитой.
Осенью прошлого года надумал он слетать в Лас-Вегас. Поиграть в "Блэк Джек" и поглазеть на поющие фонтаны. Да, видать, не стоило ему этого делать. В аэропорту бдительные досмотрщики обнаружили у Степы соль его матери да призадумались.
— Это у вас что? – спросили работники аэропорта.
— Соль, — ответил не ожидающий подвоха Соболевич.
— Ну-ну, — сказали работники аэропорта и нехорошо улыбнулись.
Вскоре подоспела полиция.
— Это у вас что? – спросили полицейские.
— Это у меня соль, — напрягся фанатичный поклонник рукопашных единоборств. – Мама в дорогу дала. Оберег. От сглаза и несчастного случая.
— Ну-ну, — ответили полицейские и надели на Степу наручники.
— Эй, гайс! — вскричал Соболевич по-английски. – Не в тюрьму же вы меня повезете!
— Именно в тюрьму, — успокоили его полицейские.
Посадили Степу в полицейскую машинку и отвезли в местную каталажку. Там блюстители правопорядка заполнили протокол, сняли у Соболевича отпечатки пальцев и посадили его в клетку. Поиграл, в общем, парень в "Блэк Джек".
Десять тысяч долларов
— Вы по-прежнему утверждаете, что пытались переправить в Лас-Вегас соль? – в двадцать пятый раз вежливо уточняли тюремщики. – А мы вот думаем, что вы перевозили наркотики.
— Вам не нужно думать, — в двадцать пятый раз горячился Соболевич. — Вам нужно просто проверить.
Казалось бы, чего проще? Кругом Америка, современные технологии. Быстренько провели экспертизу, деликатненько извинились перед невинно задержанным гражданином и отпустили его поскорее. В кино бы небось Брюс Уиллис уже давно макнул мизинцем в бумажку, лизнул его и понял всю безосновательность своей бдительности. Даже в карельском лесу у наркоконтролеров был экспресс-анализ. Но нет. Американская полиция никуда не спешила.
— Все лаборатории Лос-Анджелеса заняты, — объяснили полицейские ошалевшему от происходящего бреда Соболевичу. – И освободятся они не ранее, чем во вторник.
А на дворе меж тем стояла пятница, и до ближайшего вторника Степе четыре дня предстояло пожить в тюрьме. Впрочем, был еще один выход из положения. Соболевичу предложили освободиться под залог в 10 тысяч долларов!
— Позвольте! – вскричал бывший хоккеист. – А ежели я действительно опасный наркокурьер, для которого 10 тысяч баксов – детский пустяк и баловство? Я легко их внесу, выйду на свободу и беспрепятственно продолжу отравлять дурью несовершеннолетних американских пионерок?! Но если я простой водила лимузина и мне неоткуда взять вашей проклятой валюты, то я должен гнить в обезьяннике?!
Ничего на это не ответили полицейские, лишь устало посмотрели на красноречивого перевозчика соли, но бить его не стали.
О пользе бывших жен
Интересное дело, в США громогласно декларирована "нулевая терпимость" к наркотикам. За курение травы учеников выгоняют из школ. И при этом купить марихуану прямо на переменке не представляет никакого труда. Приобрести наркотики детям гораздо легче, чем алкоголь. Спиртное продается в магазинах, и его продажа запрещена лицам моложе 21 года. Наркотики же запросто можно купить с рук прямо на школьном дворе. Восьмиклассники угощают однокашниц травкой столь же естественно, как у нас — пивом. Согласно статистике, 83 процента американцев курят или когда-либо курили марихуану. Знакомый таксист рассказывал, что недалеко от моего дома, на углу улиц Porthenia и Sepulveda, находится центр торговли наркотиками. Все годы, что он работал таксистом, там происходил процесс обмена денег на товар. Это не могло не быть известно полиции. И тем не менее злодеям не приходилось даже особо прятаться или менять место. Соболевич же с его несчастной солью был схвачен и обезврежен по всей строгости местных законов.
Степа все-таки решил внести залог. Благо эта система в Соединенных Штатах отработана до мелочей и действует безотказно. Те, у кого не хватает собственных сбережений, могут обратиться в компанию Bail Bonds, и она предоставит задержанному кредит на необходимую сумму. Ну и, естественно, за указанную услугу Bail Bonds берет с освобожденного 10 процентов от внесенного залога. За свободу, товарищи, приходится платить.
Соболевич позвонил бывшей жене, она договорилась о кредите, и к 9 часам вечера, ровно через 12 часов после задержания, бывший хоккеист Степан Соболевич был выпущен на волю. Таким образом, щепотка соли обошлась моему товарищу в день тюрьмы и в одну тысячу американских долларов. Никто перед ним не извинился и соль ему не вернули. Соболевич попытался было подать на полицию в суд, но адвокат, которого ему рекомендовали, сказал, что из-за жалкой тысячи баксов он мараться не станет. Продолжать же "бодаться с дубом" Степа испугался, опасаясь как бы в руках обидевшейся полиции соль и правда не превратилась во что-нибудь другое.
Услышав эту историю, мои здешние приятели с пониманием кивают головами. Говорят, что незачем в нынешних условиях дразнить службу безопасности аэропортов белым порошком. Так что, граждане, если мама, собирая вас в дорогу, положит вам в пакетик яичко или помидорку, вы уж будьте осторожны — кушайте их без соли. Так, на всякий случай.