Тема номера Старое ружье

Антон Морозов
№9 (509) 01.03.2006

Павел Леккоев был застрелен в ночь на 21 февраля в собственной квартире из ружья, заряженного картечью. Лишь на следующий день около 16 часов тело обнаружила пришедшая убирать квартиру домработница. К следствию были подключены самые внушительные силы. Известно, что на место происшествия приезжал даже прокурор республики Владимир Панасенко. Говорят, уже в первые дни расследования были раскрыты шесть других, не имеющих отношения к этому делу, преступлений.

Павел Леккоев был известным в республике предпринимателем. В последние годы основным направлением его деятельности был гостиничный и ресторанный бизнес. Он являлся одним из владельцев отеля "Прионежский" и ресторана "Карельская горница". Два года назад Леккоев стал депутатом Петросовета от Сулажгоры, набрав рекордные для города 836 голосов и опередив своего ближайшего конкурента более чем в два с половиной раза. Тем не менее люди, близко знавшие Павла, утверждают, что ни в бизнесе, ни в политике у него не было проблем, способных повлечь столь ужасные последствия. Да и само исполнение преступления, по их словам, скорее напоминало казнь, чем работу наемного киллера. Павел ежедневно ходил по городу пешком, часто ночью, не заботясь об осторожности и охране. Время и маршруты его передвижения нетрудно было проследить. Тем не менее убийца предпочел прийти к нему домой, и был впущен ночью в квартиру как старый знакомый. На месте преступления не видно никаких следов борьбы или намека на ограбление. Внушительная денежная сумма оставлена нетронутой. Судя по позе, в которой нашли убитого, его поставили на колени перед кроватью, приставили к виску ружье и спустили курок... Словно кто-то хладнокровно свел с ним свои личные счеты.

Но, как бы то ни было, следствие разрабатывает сейчас все возможные версии. От пресловутой "заказухи" до бытовой. Причина убийства может крыться как в прошлом депутата (по полученным нами сведениям, лет 13-14 назад Леккоев занимался не самым безгрешным квартирным бизнесом), так и в настоящем. Известно, что летом у Павла сожгли машину. Но установлено, что то преступление не имело к коммерции никакого отношения и было совершено на почве ревности.

Но из-за чего бы ни произошло это убийство, очень серьезную тревогу вызывает тот факт, что подобный способ выяснения отношений становится в Петрозаводске нормой. Казалось бы, времена "дикого" бизнеса уже позади. Сферы влияния поделены, оставшиеся в живых бандиты переквалифицировались в честных предпринимателей, вопросы начали решаться более-менее цивилизованно. И при этом чуть не каждый месяц в городе убивают предпринимателя. Пять человек за пять месяцев. От чего это происходит? За комментарием мы обратились к компетентным в этих вопросах людям.

Артур Парфенчиков, прокурор Петрозаводска:

"Сами гадаем. Уже почти всех бандитов пересажали. Почти все поджоги раскрыли. За последние два месяца в городе было всего два поджога. "Газель" и здание бывшей детской поликлиники. Да и с ними уже все ясно. Раньше по 20-30 поджогов за квартал совершали, а сейчас стали бояться. Заказные убийства тоже раскрываем. Кстати, наконец практически завершено дело Зенатуллина — если помните, заказное убийство, совершенное еще в 1996 году. Тогда мы только исполнителя взяли, а сейчас изобличили всех. Спустя почти 10 лет. И тем не менее находятся такие, которые, видимо, считают себя выше бога и думают, что все им сойдет с рук".

По мнению же бывшего начальника одного из отделов РУБОПа, "сейчас пришло время исполнения наказаний. Раньше убивали, чтобы захватить какой-то кусок, сферу влияния, прибрать к рукам завод или бизнес. Теперь за это уже не воюют. Тогда денежный долг мог порой служить определенной гарантией жизни: кредиторы готовы были ждать, когда должник образумится и вернет деньги. Сейчас же убивают в назидание. Демонстративно и показательно. И при этом Петрозаводск напичкан армией исполнителей. Масса асоциальной молодежи и подростков влилась в город из районов, многие из них нигде не зарегистрированы, зарабатывают от случая к случаю и даже за не бог весть какое вознаграждение готовы на все. При этом действия их часто могут быть импульсивны и маломотивированны. Еще хорошо, что пока заказов мало и армия эта временно стоит без дела".

Виталий Красулин:

Компаньоны Павла Леккоева по бизнесу назначили вознаграждение до 100 тысяч долларов тому, кто поможет найти преступников. Виталий Красулин пообещал, что использует все свои связи, будет обращаться ко всем, начиная от гадалок и экстрасенсов и заканчивая знаменитыми сыщиками, чтобы отыскать виновных в гибели своего друга.

В прессе Павла Леккоева уже назвали правой рукой бизнесмена Виталия Красулина. Впрочем, сам Красулин так не считает. "Мы работаем вместе уже девять лет. Павел в бизнесе был вполне самостоятельной фигурой и не зависел от меня так, как считают многие. Мало кто знает, но он был мозгом нашего бизнеса, его стратегическим центром, поэтому гибель Павла – огромная потеря, которая, конечно, скажется на развитии наших предприятий. Но мы потеряли не просто соратника по бизнесу, но еще близкого друга, и эта утрата гораздо более ощутимая".

У ближайших друзей Павла Леккоева и его компаньонов есть свои версии происшествия. "Я уверен, что смерть Павла не связана с нашим общим бизнесом, — говорит Виталий Красулин. – Скорее я поверю в бытовую версию, но не в коммерческую. Весь наш бизнес – это череда компромиссов. В последнее время мы точно не переходили никому дорогу. К тому же наш бизнес очень разрозненный. У нас нет одного монопольного направления, из-за конфликтов в котором конкуренты могли бы пойти на крайние меры. Да, Павел был рисковым человеком и бизнесменом, но никаких особенных трений в бизнесе у нас в последнее время не было. Все случившееся стало для нас полной неожиданностью. Павел не говорил, чтобы ему кто-то угрожал, не жаловался, что у него есть какие-то серьезные конфликты. Я видел его в ту роковую ночь в полдвенадцатого. Он спокойно пошел домой..."

Друзья вспоминают о Павле Леккоеве как об очень сильном, волевом и целеустремленном человеке. В свои тридцать пять лет он многого достиг, однако продолжал учиться — после окончания Северо-Западной академии госслужбы самостоятельно писал кандидатскую диссертацию по экономике, совершенствовал английский. Всю жизнь он занимался спортом, иногда часами не покидал тренажерный зал. После смерти у него осталась маленькая дочь.

"Я приложу все усилия, чтобы найти убийц Павла, — говорит Виталий Красулин. — Пойду к гадалкам, найму экстрасенсов, Шерлоков Холмсов, но найду. Понятно, что наказывать их будет суд, но я хочу знать и обязательно узнаю, кто это сделал. Для меня это не просто дело чести, но дело всей жизни".