Близится к завершению очередной сезон — театральный и филармонический. Он запомнился, в первую очередь, двумя выдающимися "культурными" конфликтами с привкусом скандала, разгоревшимися в этих учреждениях. Новый сезон, возможно, выведет конфликты на новый уровень. Но что творится сейчас, во время кажущегося затишья?
Директор новый — требования старые
Накануне нового года взбунтовался симфонический оркестр Карельской госфилармонии: оркестранты выразили недоверие своему художественному руководителю, дирижеру Олегу Солдатову и в знак протеста отказались играть концерт.
Музыканты уже принесли извинения публике и сейчас пока не предпринимают никаких резких шагов. Они ждут. 10 мая к своим обязанностям должен приступить новый директор филармонии Александр Коктомов, занимавшийся ранее музыкальными фестивалями в Костомукше. С прежним директором Министерство культуры не продлило контракт. "Из всех возможных кандидатов Коктомов кажется наиболее приемлемым, — утверждают оркестранты. — Мы надеемся, что нас теперь услышат, и связываем с приходом нового директора большие надежды".
Требования музыкантов остаются прежними: смена ключевых фигур — художественного руководителя оркестра дирижера Олега Солдатова и главного бухгалтера филармонии Марины Кудряшовой, чьи финансовые решения возмущают коллектив. Также оркестранты настаивают на возвращении коллективу "дофилармонического" статуса, в котором он пребывал до 1997 года. "Кроме того, мы требуем возрождения худсовета в новом виде. Это должен быть влиятельный орган, решения которого учитывались бы при рассмотрении творческих, финансовых (касающихся оркестра) и организационных вопросов. Нынешнее положение о худсовете нас не устраивает", — заявили музыканты.
Против лома нет приема
А в начале года в Музыкальном театре и Театре русской драмы в преддверии длительного ремонта произошла радикальная реорганизация. Указом председателя правительства была упразднена его объединенная дирекция. Взамен же созданы два отдельных театра — Музыкальный и драмы. Из 314 человек, служивших до этого в театре, в штат на время ремонта приняты 105. Аргумент: для большого коллектива нет в Петрозаводске площадок, а содержать всю простаивающую труппу накладно.
"Коллектив Театра драмы за три предыдущих года был измучен репертуарной политикой, ориентированной только на молодое поколение. А среднее и старшее поколения просто потерялись. Когда артист несколько лет не выходит на сцену, его легко морально уничтожить, — рассказывает председатель профсоюзного комитета театра Татьяна Романовская. — Коллектив драматического театра не стал бороться. Против лома нет приема!".
Оркестр Музыкального театра — особая статья. Музыканты решили не сдаваться без боя. Когда в процессе реорганизации из 39 человек решено было оставить 14, они отказались подписывать срочные годовые договоры вообще. "В таком составе невозможно творить музыку. И, кроме того, дело чести — отстоять коллектив", — говорят музыканты. Тем не менее и здесь о серьезной борьбе говорить не приходится. Музыканты находятся в состоянии напряженного ожидания. "Я вообще глубоко убеждена, что Музыкального театра не будет, он не возродится после ремонта, — говорит Татьяна Романовская. — Музыкальный театр предполагает большое финансирование. А на совещаниях в министерстве мы постоянно слышим, что мы — нищая республика".